Сибирские огни, 1962, № 7

обильный бытовой инвентарь. Характерной особенностью этих памятников являет­ ся погребение человека с конем, хотя встречались погребения такого типа и без коня, но с баранами. Встречались погребения с полным и богатым набором ве­ щей для покойника, но без самого покойника. Это, видимо, кенотафы (т. е. мнимые погребения, имитация погребения). Памятники гунно-сарматского и древнетюркского времени, видимо, имеют исторические преемственные связи. Могильники гуннского времени (Кара-Холь, Кокэль) содержат почти все основные внешние признаки, характерные и для древнетюркских памятников. Раскопано также свыше 10 курганов, относящихся к древнекыргызским захоронениям IX—X вв. путем сожжения. Эти памятники оставлены, судя по ве­ щам погребального инвентаря, видимо, кыргызами, появившимися в Туве после того, как они разгромили в 840 г. уйгурский каганат. В одном из таких кыргыз­ ских погребений был найден тонкостенный клепаный железный котел с округлы­ ми ручками и два согнутых пополам железных меча. Интересно, что эти погребения исследованы именно на территории Сут-Холь- ского района Тувы, где в настоящее время живет значительная группа кыргызов {ондар-кыргыз), сохранивших предания о бытовавшем у них обряде сожжения по­ койников. Весьма интересной и ценной находкой явились три фрагмента бересты с от­ рывками тибетских надписей, обнаруженные при раскопке кыргызского кургана, в котором покойник был похоронен по обряду сожжения. Этот курган имел еще впускное погребение, сделанное б насыпи эторо кургана и относящееся к монголь­ скому времени (XIII— XIV вв.). По всей вероятности, эта береста с надписями относится именно к впускному погребению, т. е. более позднему, уже в существу­ ющий могильник. Иначе трудно было бы объяснить ее сохранность, так как в кыргызском погребении труп и погребальный инвентарь при похоронах были сож­ жены. Чтение этих текстов специалистами, несмотря на то, что упомянутые фрагменты содержат только обрывки тибетского текста, дало возможность прочи­ тать слово: «ом! Победо» [носно прошедший]. Победоносно прошедший — это эпитет Будды Шакья-Муни. Следовательно, можно предположить, что здесь был текст буддийского содержания. Стало быть, в указанный монгольский период в Туве уже были буддисты, пользовавшиеся тибетской грамотой. Но нужно под­ черкнуть в связи с этим, что погребение, которому мог принадлежать этот текст на бересте с буддийской молитвой или заклинаниями, было совершено не по буд­ дийскому обряду. Исследования поздних погребений (XVIII—XX вв.) помогают заполнить большой пробел в источниках для характеристики культуры и быта тувинцев в период подчинения их государству Алтын-ханов, затем Джунгарии, а позднее — Маньчжурской династии Китая (XVII—XIX вв.). Исследованы пока 10 погре­ бений. Работы комплексной тувинской экспедиции, которые продолжаются, внесут в науку новый ценный историко-этнографический и археологический материал. Л. II. II о т а п он, доктор исторических наук , профессор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2