Сибирские огни, 1962, № 7
аале), в тот день он обязан был кормить работающих у него, а вечером, после ра боты, по возможности старался угостить аракой (молочной водкой). Обычай взаи мопомощи распространялся и на уборку урожая, а изредка и на молотьбу. При совместной уборке урожая все зерно поступало в собственность хозяина участка и никаких долей урожая помогавшим пахать, убирать или молотить хлеб не вы делялось. Все землевладельческие совместные работы между жителями аала про текали в порядке взаимопомощи, что называлось по-тувински «темнежир». Сов местный труд жителей аала проявлялся в катании войлока, стрижке овец и обя зательно в охоте на зверя. На осеннюю и зимнюю охоту отправлялись всегда не большими группами (по 3 —4 человека), как правило из одного аала. Если в том или ином аале охотники были одиночками, они присоединялись к какой-либо группе из родственного или знакомого аала. Охотились вместе и делили добычу поровну, независимо от того, кто сколько убил, хотя охотничьи припасы и про дукты у каждого были свой. Характерной особенностью быта тувинского аала был обычай совместного потребления мяса домашних животных. Если кто-нибудь колол любое домашнее животное, то по обычаю нужно было обязательно пригласить всех домохозяев аала попробовать хан (вареную кровь) и чороме (вареные тонкие кишки, в виде жгу тов, перевитых салом), а также дать каждому из пришедших немного мяса с со бой. Всегда строго следили за тем, чтобы от каждой юрты был человек, унесший с собой мясо. Когда выкуривали араку, то также приглашали всех домохозяев своего аала и угощали каждого хотя бы одной чашечкой этого напитка. В аальной общине были общие совместные моления, копирующие некогда существовавшие родовые моления. Изучение материалов по аальной общине помогало представить картину об щественного строя у тувинцев. Особенность феодальных отношений заключалась в том, что они переплетались с патриархальными, общинными отношениями, поэ тому их принято называть в литературе полуфеодальными или патриархально-фео дальными отношениями. Длительное существование патриархально-общинных от ношений у кочевников объясняется, на наш взгляд, не только тем, что они сохра нялись феодальным классом с эксплуататорскими целями, так как помогали мас кировать различные формы эксплуатации под видом родовой помощи и т. д. Но сительницей патриархальных отношений являлась также аальная община. Она именно и была той питательной средой, поддерживающей существование различ ных патриархальных пережитков и традиций, которые, переплетаясь с феодаль ными отношениями, придавали сЬецифику тувинскому феодализму. Существование аальной общины у тувинцев, как и у других кочевников, оп ределялось низким уровнем развития производительных сил. В течение многих столетий при отсталом способе хозяйства, основанном на пастбищном содержании скота в течение круглого года, в суровых географических условиях Центральной Азии и прилегающих к ней районов, простейшая форма кооперации кочевников- скотоводов в виде аальной общины была экономической необходимостью. Эта форма кооперации воспроизводилась и при феодализме, так как материальные ус ловия производства оставались почти неизменными и порождали застой в обще ственных отношениях, как и в других сферах жизни кочевников. Одновременно с этнографическим материалом мы провели довольно широкие археологические исследования. За четыре полевых сезона раскопано почти 200 курганов, относящихся к различным историческим периодам, начиная с па мятников скифского времени (1-е тысячелетие до н. э.) и кончая курганами XVII—XIX вв. Некоторые большие курганы, например, гуннского периода, содер жат под одной насыпью до двадцати пяти погребений, различных по времени. Особую ценность в погребениях гуннского времени имеют уникальные на ходки из дерева великолепной сохранности. Среди них — деревянные сосуды раз нообразной формы, блюда на четырех ножках, плошки, ящички, покрытые кра сочным орнаментом, орнаментированные деревянные модели мечей, остатки лука, многочисленные древки стрел, ложки, дощечки для добывания огня трением. В одном из погребений под большим курганом найдена хорошо сохранившаяся дере вянная статуя антропоморфного идола. Находка эта важна для характеристики религиозных воззрений племен Тувы в гуннское время, с одной стороны, а с дру гой — она проливает свет на изобразительное искусство, в частности, деревян ную скульптуру. Раскопки женских погребений коллективного захоронения обна ружили хорошо сохранившийся продолговатый ящичек, наподобие пенала, в ко тором лежали два ножа, шило и скребок для обработки шкур. При погребенных найдены кости овец и зерна проса. Таким образом, хозяйственный комплекс, сло жившийся здесь в скифское время, продолжал бытовать и в гуннский период. Вскрытые погребения Кокэльского могильника дали нам коллекцию из 500 пред метов быта, в которой несколько десятков целых керамических сосудов различ ной формы, размера и орнаментировки. Большой интерес представляют также раскопки курганов древнетюркского времени. Экспедицией исследовано больше 20 курганов этого периода, давших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2