Сибирские огни, 1962, № 7

свадебном цикле тувинцев есть обычай, под названием «шай пуузар» — приезд родителей жениха к родителям невесты с угощением и обязательно с плиткой кирпичного чая. Чай передавался отцу невесты, он его делил на мелкие кусочки и раздавал присутствующим в юрте родственникам. Каждый, получивший кусо чек чая, обязательно должен был потом что-нибудь дать невесте для ее снаряже ния в дом мужа. Но наряду с этим, сородичи невесты получали от ее родителей часть приношений родителей и родственников жениха, которые выплачивали за невесту определенное количество скота. Примерно две трети этого скота раздава­ лись родственникам. Получившие скот были обязаны участвовать материально в комплектовании имущества невесты (енчилер), которое она должна была привезти в дом жениха. Одни из них делали решетку юрты, другие палки крыши и дымо­ вой круг, третьи— войлочные покрышки, четвертые — ящики для хранения иму­ щества (аптра) и т. д. В свадебном цикле обрядов главным является обряд «тух теп», или «тухтер», что означает скрепление или окончательное закрепление его вора о браке, после которого жених имел право посещать невесту. Во время при езда родителей жениха и его родственников на «тухтеп» родители невесты брали у приехавших любую понравившуюся им лошадь, и этот обычай носил название «чаёар ат» (отобрать лошадь). Однако при отъезде домой после «тухтепа» жених тоже получал от родственников невесты приглянувшуюся ему лошадь. Этот свадебный обычай очень сходен с обычаем древних уйгур, отмеченным китайской летописью. Экспедиция в значительной мере пополнила существующие сведения по на родным знаниям тувинцев, в частности, по мерам длины, которые, между про­ чим, очень схожи с киргизскими при полном совпадении их терминологии. Среди этих материалов впервые собраны сведения о мерах жидкости, глубине воды в реках, о солнечном исчислении времени суток, в зависимости от освещения той или иной части юрты и т. д. Собран совершенно новый для науки материал по характеристике аальной (аульной) общины тувинцев, которая широко бытовала у них вплоть до социали­ стического строительства. Тувинцы в течение круглого года кочевали небольшими аалами, состоящими в среднем из 5—6 юрт, т. е. из пяти-шести семей. Такие аалы состояли обяза­ тельно из родственников и свойственников различных степеней родства. Напри­ мер, вместе кочевали отец и его отделенные из хозяйства женатые сыновья, братья отца с семьями и т. п. Аал в течение круглого года менял местопребывание в зависимости от того, на каких пастбищах пасся скот. Не имел аал и постоянного названия. Он именовался по имени старшего домохозяина — мужчины. Если в аале жили только сестры со своими семьями, то аал назывался по имени мужа старшей сестры, а после его смерти по имени вдовы. Когда в этом аале умирала и старшая сестра, то аал менял название, и его теперь именовали по имени мужа второй по старшинству сестры. Таким обрзом, у тувинцев аалы носили мужские и женские имена. Название аала, даваемое по имени старшего домохозяина, всег­ да произносилось во множественном числе. Например, аал Чартыка именовали— Чартыктар аалы, аал Самбу — Самбулар аалы и т. д. Только в тех редких случа ях, когда аал состоял из одной семьи, его имя употреблялось в единственном чис­ ле. Постоянным именем, обычно географическим, называли только оседлые се ления, которых до революции у тувинцев было очень мало. Несколько больше по размерам были аалы, во главе которых находились бо гачи. Здесь, кроме родственников, можно было часто встретить и семьи, не свя занные родством с главой аала, но кочующие вместе либо в силу экономической зависимости, либо как его подчиненные, если богач этот был наделен и админн стративными функциями. При феодальном строе в Туве не было ни одного аала. который не зависел от того или иного богача-феодала. Однако внутри этих не­ больших зависимых аалов текла своя внутренняя жизнь. В такой общине все жи­ тели не только вместе кочевали, но вели сообща ряд хозяйственных работ. Они вместе пасли свой скот, хотя весь скот находился в частной собственности от­ дельных семей. Пастьбу скота вели по очереди. Такая пастьба имеет специаль­ ный термин в тувинском языке — «тееш», или «теежик». Одноаальцы строили общие деревянные загоны (кажаа) для укрытия скота (овец и коз) и специальные утепленные пригоны для молодняка. При таком способе зимнего содержания части скота одноаальцы заготавливали вместе и некоторое количество корма (сено, свитое в жгуты, ветки и опавшие листья тополя, таль­ ника). которым подкармливали молодняк и сильно истощенных овец и коз. Совместные работы одноаальцев распространились и на некоторые виды зем­ ледельческих работ. Помогали друг другу при посеве ячменя или проса. У каж­ дого хозяина был свой собственный участок земли для посева и собственные, хотя и примитивные, орудия труда. Но когда наступало время весеннего сева, в аале собирали сохи-андазыны и, объединив их, сразу вспахивали поочередно маленький участок каждого хозяина. Это было нечто вроде крестьянской супряги. Когда па­ хали участок тому или иному хозяину (начинали всегда с участка старейшего в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2