Сибирские огни, 1962, № 7
ной тип жилища тувинцев досоциалистического периода сохранился и до наших дней — войлочная юрта. Юрта эта монгольского образца, и вся терминология ее основных частей также монгольская, но в целом она называется древнетюркским термином «уг», зафиксированном еще в древнетюркских рунических надписях. В районе же Кара-Холя, хотя и отделенным от Монголии трудно проходимыми го рами, войлочную юрту именуют по западномонгольски «терме». В Кара-Холе мы встретили и срубные шести и восьмиугольные жилища, типичные для телесов, тубаларов-алтайцев — северных соседей карахольских тувинцев. Однако их на зывают здесь не по-алтайски «агаш-аил», а термином «чадыр», т. е. словом, воз можно, иракского происхождения, но опять-таки известным по руническим древ нетюркским надписям. На Алтае же «чадыр» — это-конический шалаш из жер дей, крытый корой лиственницы. Богатый материал для изучения истории культуры тувинцев, их историко- культурных связей с соседними народностями дает изучение всех видов жилища и его внутренней обстановки. Характерна, например, ориентировка жилища. В Монгун-Тайге ориентируют дверь строго на восток, т. е. по древнетюркски, а не по-монгольски (на юг). Именно на этой устойчивой ориентировке жилища и стан дартном размещении в нем предметов стало возможно исчисление времени дня летом у тувинцев, в зависимости от того, какой предмет или часть юрты освеще ны солнцем. Изучение одежды, покроя ее, типов швов, терминологии и тому подобное вос полняет комплекс факторов, раскрывающих историю происхождения народа. Для древних тюрков было характерно запахивание верхней полы одежды налево, а для монголов — направо. Кстати сказать, верхняя пола шубы или халата современ ных тувинцев с фигурным выступом носит тюркское название (от воротничка до первого выступа) — улух-хой бажы (большая голова барана). А запахивается те перь на монгольский манер, т. е. направо. Изучено отличие девичьей одежды от одежды замужней женщины, особенности одежды вдов и вдовцов и т. д. Впервые обращено внимание на изучение швов. Выявлено десять типов различных швов, применяющихся при шитье одежды, обуви, кожаных изделий и т. д. Типы швов отражают древнюю традицию и очень устойчивы. Большой материал собран по видам мясной и молочной пищи тувинцев. Здесь господствует тюркская терминология, хотя главный вид молочной пищи — кислое молоко — называется по-монгольски — хойтпак, в отличие от тюркского термина «айран». Способ приготовлений хойтпака в Монгун-Тайге и Кара-Холе монгольский — его делают из сырого молока, тогда как в других районах Тувы (например на реке Хендерге) можно встретить и тюркский способ приготовления хойтпака — из вареного молока. Интересным оказалось изучение систем названий домашнего скота в зави симости от возраста животного. Та или иная .система наименований возраста домашних животных присуща определенным группам скотоводов-кочевников и имеет довольно четкое географическое распространение. Одной из характерных этнографических особенностей быта тувинцев дорево люционного периода, в отличие от соседних с ними алтайцев, хакасов, являлось распространенное использование крупного рогатого скота (быков, коров) в каче стве вьючного транспорта. Это также согласуется с показаниями древних источ ников в отношении населения соседних с Тувой районов VIII века и связывает быт современных тувинцев с бытом их далеких исторических предков. В древнетюрк- с.ких источниках имеются сведения о вьючении крупного рогатого скота племена ми огузов-теле, кочевавших по р. Толе. Древние этногенетические связи современных тувинцев особенно хорошо могут быть прослежены по материалам народных верований и обрядов, бытовав ших на шаманистской основе. Официальной религией в Туве в течение трех по следних столетий был ламаизм, но не исчезло и шаманство. Некоторые общест венные моления проводились совместно ламой и шаманом, причем каждый из них, естественно, вел эти моления по-своему. Целый ряд религиозных представлений и обрядов тувинцев и их соседей—алтайцев и хакасов—прямым образом перекли кается с древнетюркскими. Таковы, например, моления небу, описанные в нашем столетии у хакасов-бельтиров, родственных по происхождению северным тувин цам. Моление горам, с посвящением им домашнего животного— «Ыдык», устойчи во сохранялось у тувинцев до недавнего времени. Горы, на которых производи лись такие моления, назывались ыдык. Эти названия священных гор встречают ся в древнетюркских орхонских надписях. Следовательно, современный этногра фический материал указывает на прямую преемственность религиозных верова ний тувинцев от древнетюркского народа. Экспедицией собран ценный этнографический материал и по таким неизучен ным доселе вопросам, как семейно-брачные отношения, термины родства и свой ства у тувинцев. В этом материале также прослеживается, с одной стороны, свя зи тувинцев с древними тюрками, особенно с племенами теле (прежде всего, с уйгурами), с другой, с соседними в настоящее время монголами-дербетами. ’ В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2