Сибирские огни, 1962, № 7

В жu p в шаухсш ж т ех ник НОВОЕ В ИСТОРИИ НАРОДНОСТЕЙ ТУВЫ Тувинская комплексная экспедиция Института этнографии Академии наук СССР вела исследования в малоизученных частях Западной Тувы в течение поле вых сезонов 1957— 1960 годов. Материалы, собранные экспедицией, свидетельствуют о сложном переплете­ нии в жизни тувинцев тюркских и монгольских элементов и о преемственной ис­ торической связи дореволюционной культуры тувинцев с культурой и бытом древ­ нетюркских племенных объединений (VI—VIII вв.), известных главным образом по китайским летописным источникам и древнетюркским руническим надписям VIII в. Все эти материалы дают возможность уверенно говорить о том, что в древ нетюркский период (VI—VIII вв.) Туву и, особенно прилегающую к ней с юга, территорию современной Монголии населяли преимущественно кочевые тюркоязы­ чные племена, которые относятся в китайских летописях к конфедерации племен «теле». В более раннее время их называли динлинами. Ведущую роль занимало племя уйгуров, распавшееся впоследствии на ряд племен. Племена теле в древ­ нетюркский период кочевали между Монгольским Алтаем на западе и Большим Хинганом на востоке. С юга на север их кочевья располагались от северной окра­ ины Гоби до Саян и Байкала. Для истории тувинцев, как и для истории алтайцев, племена теле представляют особый интерес. С ними связан один из ранних этапов истории этих народов. Это нашло отражение в таких современных названиях родоплеменных групп тувинцев и алтайцев, как телек, телес, теленгит, телеут. Как теперь доказано, основные племена, обозначаемые в летописных источниках Сунской династии ( 5 8 1 — 617 ) обобщенным термином «теле», в аналогичных источниках Танской династии (618—907) стали именоваться «Девять племен тюкю» или «Тю-кю девяти пле мен», а чаще просто «Девять племен», что является переводом на китайский язык названия Токуз-огузы. Под таким именем эти племена выступают в древнетюрк­ ских рунических надписях. В 630 г., после падения первого тюркского кагана, племена теле возглавили уйгуры. Уйгуры входили в ядро древних исторических предков современных тувинцев. Еще и теперь среди тувинцев имеется группа насе­ ления, именующая себя «уйгур», а современный тувинский язык во всех класси­ фикациях тюркских языков относится к одной группе с уйгурским. Ряд названий племен, упоминаемых в Монгольском Сокровенном сказании и летописях Рашид- ад-дина, обитавшие в то время на территории современной Тувы или смежных с ней районов, как, например, Кесдим, Байт, Тубас, Тенлек и другие, также сохра­ нились в родоплеменных названиях современных тувинцев,’как-то: Туба, Телек, Тоджи, Салчак, Тонгак или их соседей — хакасов и алтайцев (Кистим, Тубалар, Телес и другие). Наконец ряд современных тувинских родоплеменных групп, имен­ но: мады, орчак, кучугет, саян, карасаал, сарыг, кыргыз упоминаются в русских исторических документах XVII в., с указанием их занятий, районов кочевий и т. д. До наших дней сохранились названия хребтов: Отукен, Когман, Кадырган, упоминаемых в древнетюркских надписях. В известном енисейском четвертом Ча- акульском каменописном памятнике говорится о мужах-героях из Казанаг. В не­ скольких километрах от этого памятника местность и теперь именуется Казанаг. Полевые этнографические материалы о культуре и быте тувинцев также мо­ гут служить источником изучения различных периодов истории тувинцев. Основ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2