Сибирские огни, 1962, № 7

Заговорили об искусстве — о постановке советских пьес в Праге и чехосло-- вацких — в Новосибирске, о «Проданной невесте» В. Сметаны и «Забытом чер­ те» Яна Дрды, а затем о живописи. Честмир Аморт рассказал о борьбе против буржуазного влияния, проникающего с Запада, в частности о борьбе против аб­ стракционизма — за метод социалистического реализма. — Я это знаю довольно близко: моя жена — скульптор. Если бы у вас бы­ ло время, вы могли бы зайти к ней в мастерскую. Мы пожалели, что с завтрашнего утра до самого огьезда у нас все время расписано по часам. Пошли обратно к мосту. Неожиданно наш провожатый, уви­ дев какой-то магазинчик, оставил с нами Барбарку и побежал через улицу. Пяти­ летняя девочка не погналась за ним, не заплакала оттого, что отец оставил ее с не­ знакомыми дядями. Держась за наши руки, она по-детски подпрыгивала. Она не знала русского языка, мы не могли говорить по-чешски и ограничивались тем, что взаимно улыбались друг другу. Вернувшись, Честмир Аморт вручил нам по пакету: — Это маленькие сувениры. На память о Праге. Смеркалось. Над городом сгустилась дымка. В спокойной Влтаве отража­ лись электрические фонари. Когда мы вернулись на Староместскую площадь, Честмир Аморт указал на большой дом в начале Парижской улицы: — Здесь моя квартира. Если у вас нет ничего в программе на вечер, может быть зайдете? Посмотрите, как мы живем. Мы промолчали о том, что собирались пойти послушать органную музыку — отказ, пожалуй, обидел бы нашего доброго знакомого. Когда мы поднимались по лестнице, он спросил — успели ли мы побывать в кинотеатре Латерна Магика? Там все своеобразно, много нового, с хорошей вы­ думкой. Да, мы с удовольствием посмотрели это оригинальное ревю. Демонстра ц'ия широкоэкранных и панорамных видовых кинофильмов там очень удачно, тонко и естественно соединяется с выступлениями живых актеров. Много отлич­ ных находок. Так, балерина танцует не только на сценической площадке, но и как бы по склонам лесистых Татр, живой пианист играет одновременно со своим изображением на экране, народные танцы с киноленты переносятся на площадку, а конферансье, молодая девушка с микрофоном в руке, весьма живо и непосред­ ственно разговаривает не только со зрителями, но и с собой, заснятой на плен­ ку и появляющейся на особых экранах то справа, то слева от нее. Это талантли­ вое сочетание кино с действиями живых актеров с успехом демонстрировалось на Брюссельской выставке. Довольно удачны поиски новых художественных форм. Мы поднялись до площадки третьего этажа, и хозяин ввел нас в свою боль­ шую уютную квартиру. Навстречу выбежала в переднюю его старшая дочка, десятилетняя Катя, такая же красавица, как и Барбарка, и кивнула нам пышново­ лосой головой. —■ Здравствуйте!.. В просторном кабинете до самого потолка— книжные полки. Пишущая ма­ шинка с незаконченным листом стояла среди груды бумаг на письменном сто­ ле. И маленький столик, возле дивана, тоже был занят книгами, газетами, руко­ писями. Расчистив уголок, хозяин поставил рюмки и наполнил их густой аро- матнор влагой. В магазинах Праги мы не видели болгарского вина. — Это подарок. Привезли друзья, — объяснил Честмир Аморт. — Гостят у нас. Муж с женой. Он — кандидат философских наук, приехал на защиту диссер­ тации. Она ■— артистка. — Поднял рюмку: — Попробуем этого. А потом нашей сливовицы. Предложил тост за Советский Союз. Затем Честмир Аморт показал нам свои книги. В числе их были: «Русские войска у нас» (с портретом Суворова) и «Партизаны». Одна из его работ посвяще­ на боевому содружеству народов братских стран в< годы войны с гитлеровской Гер­ манией. Тут же он спросил — видели ли мы дом Суворова? Великий полководец, провел в Праге только одну ночь, но и это памятно: на фасаде того дома пражане установили в нише его бюст. Вошла хозяйка дома Татьяна Константинова, которую мы уже видели на улице. Уступая нашей просьбе, она показала снимки своих работ. Рассматривая фотографии, мы невольно почувствовали, что этих двух та­ лантливых людей связывает и творческое содружество. Когда Честмир Аморт пи­ сал книгу о русских войсках на чехословацкой земле, о великих русских полко­ водцах, Татьяна Константинова вылепила барельеф Суворова и Кутузова, позд­ нее отлитый в бронзе. Муж многое рассказывал ей о своей жизни и работе в Болгарии, о встречах и беседах с Георгием Димитровым. Не это ли пробудило в ее душе творческий огонек, который помог воссоздать образы ьеликих деятелей Болгарской комму­ нистической партии — бронзовый бюст Димитра Благоева к столетию со дня его* рождения (1955 г.) был установлен на доме, где он жил и работал. И бюст Георгия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2