Сибирские огни, 1962, № 6
ные части, на те мелочи, из которых оно складывается, Фросина закорюч ка вдруг перестает быть мелочью. Ведь такой же мелочью была способ ность быстро отсчитать деньги, набрать нужную сумму из таких купюр, чтобы и клиенту было удобно, и в кассе не оставалось «мусора» — рубле вок, трешек, сосчитанные кредитки разложить по достоинству, обернуть накрест бандеролью и заклеить так, чтобы недобрая рука не могла вы нуть из пачки ни одного билета, не измяв, не порвав бандероли. По от дельности все это мелочи, а в сумме они составляли деловые качества кассира. Д л я Фроси постижение всех этих мелочей было чистой мукой! А мука тем была горше, что Фрося смертельно боялась обсчитаться. Потом она привыкла и к виду денег, и к шумному залу , и к случай ным взглядам, и к тому, что клиенты всегда нервничают, всегда торопят ся, будто на пожар. Привыкла она и к тому, что все они получают деньги по-разному. Одни не хотели, чтобы кто-нибудь видел, сколько они получа ют, и, не поднимая головы, торопливо совали деньги поглубже и понеза метнее. Другие отходили от кассы с деньгами в руках и рассовывали их по карманам. Третьи, задерживая прочих, придирчиво и долго пересчиты вали полученное, заранее уверенные в том, что кассир обязательно обсчи тал их. Четвертые, не желая выказывать недоверие, брали деньги пачкой, как подала Фрося, и лишь потом, иногда на улице, у окна все же считали. Пятые обязательно говорили «Спасибо! Благодарю вас!», словно Фрося одалживала им свои деньги. И все клиенты смотрели на ее руки, которыми она набирала и отсчи тывала кредитки и мелочь, со странным выражением загляды вая в откры тый денежный ящик или на пачки денег на ее рабочем столе — сколько- там? И это было неприятно: чего пялить глаза на чужое? Когда Генка впервые увидел мать восседающей за стеклянной стен кой на высоком стуле, он даж е оробел, почувствовав невыразимое почте ние к ней. Вот это да! Она выкрикивала какие-то номера, люди подходили к ее окошечку и отходили от него с деньгами. Он, открыв рот, глядел на мать. Сколько у нее денег-то!.. — Ты чего здесь делаешь? — вдруг спросил Генку мужчина в ста ренькой шинели, меховой шапке, которая сползала ему на глаза , и с ре вольвером в потрепанной кобуре на боку. — А я к мамке! — простодушно сказал Генка. — А как ее фамилие? — строго спросил мужчина с револьвером. — Лунина! — отвечал Генка, косясь на кобуру. — Не знаю такую! — сказал мужчина сердито. — Д ав ай иди отседаГ Все вы к мамке, а потом у клиента, глядь, и бумажника нету! Давай , д а вай отседа! — повторил он и схватил Генку за плечо. — Д а вон она! Мамка-то! — не менее сердито закричал Генка, вы рываясь из его цепких рук и указывая грязным пальцем на окошечко, за которым, не видя его, сидела мать. И тут же закричал на весь зал: — Мамка-а! Лунина поднялась со стула и выглянула в зал. Встретившись с ее взглядом, Генка рванулся из рук охранника и побежал к окошечку. — Это мой, мой! — успокоительно сказала охраннику Лунина. — Ну, твой — так твой! — буркнул сторож, тотчас же сбавив тон, и, обернувшись, добавил в свои усы: — А я гляжу, чего тут вертится, чего высматривает! З а ними глаз да глаз нужен, чуть отвернесси и — готово, пожалте бриться! — Чего ты? — встревоженно спросила мать. — Д а нас сегодня из школы раньше отпустили — слава богу, учи тельница заболела! А дома никого. Вот я и зашел!.. — Не совестно тебе? — спросила мать. — Учительница заболела —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2