Сибирские огни, 1962, № 6
сто каждый берет и ест, сколько ему вздумается. Затем они попадают в ого род управляющего и под освежающими потоками дождя уплетают малину, зах ватывая ее целыми пригоршнями. Ночью, устроившись в кузове маши ны на свежескошенном сене, прокурор и начальник милиции отправляются об ратно в город. «Прошедший день был так прост и естественен, сено в машине было так пахуче, небо так бездонно. Жизнь была так полна, богата, хороша, что было неясно, почему обязательно надо в ней кого-то судить, сажать под арест, отправлять в больницу, и про курору показалось в эту минуту, что он —нет, не лишний, не то слово, а— странное явление в ней. Именно стран ное, положительно странное... — Мы ассенизаторы, прокурор, — вдруг жестко сказал Крабов. — Ассе низаторы и санитары. Вот и все относи тельно нас. Придет час, станем не ну жны, никто нас и не вспомнит. Кому до нас дело! Ну и на здоровье... Прокурор опять уцепился за борт, вы глянул из-за кабины и увидел все то же: два луча, режущие беспроглядную тьму, светлую дорогу между двумя стенками ржи, белесые васильки. Впрочем, ему по чудилось, что впереди, там, где во мгле угадывался горизонт, небо чуть серело. Это могли быть огни города, мог быть и рассвет...» На этом рассказ, собственно, заканчи вается. Во всем его незатейливом, бес хитростном течении вы не угадываете ни тенденции, ни насильного отбора фактов. Вы просто отдаетесь во власть свежих чувств, которые охватили двух людей, попавших в непривычные для них обсто ятельства. Все очень просто. Но зато каким значительным, полным затаенного смысла становится финал рас сказа! И эта светлая дорога, и пронизы вающие тьму лучи автомобильных фар, и этот разговор о звездах, и приближа ющийся рассвет — все наводит на раз думья. Перед вами начинают один за другим вставать вопросы — о цели и смысле жизни, о стремлении к естест венной, как окружающая природа, про стоте, о человечности и о мужественном долге советских людей — сделать все от нас зависящее, чтобы скорее настал во всем мире рассвет! Путь к глубокому философскому ос мыслению жизни, найденный А. Кузне цовым в «Августовском дне», сложен и труден. Насколько — мы можем судить по рассказу «Женщина», заключающе му сборник. Как и в «Августовской ночи» здесь налицо все те же признаки достоверно го, непридуманного повествования. Женщина-учительница в войну поте ряла мужа и сына. Ее профессия — единственная ее отрада, отдушина в мир, но она не может дать ей всей пол ноты жизни. «Мы, женщины, худеем не потому, что некому о нас заботиться, а когда не о ком нам заботиться», — говорит она. Через все возможные инстанции разы скивает учительница жену погибшего сы на, которую никогда не видела и чье единственное письмо с фронта когда-то в сердцах порвала. Счастье ей улыбнулось — . неожидан но приезжает невестка с внуком. Жен щина находит родных. «Она прижала руки к щекам и нако нец зарыдала от мучительного горького счастья — за себя, за всех вдов, мате рей, дочерей, за все горе их и за все их муки; она понимала, что это ей одной так улыбнулась судьба, а скольким миллио нам — нет». Размышлениями женщины о будущем «коммунистически справедливом и со вершенном мире без войны» заканчи вается рассказ. Как будто все в нем — правдиво, достоверно, пронизано благородной иде ей. Но рассказ не только не волнует, более того, он оставляет раздражающее чувство чего-то небрежного, неготового и в какой-то части даже заумного. Для чего, например, автору понадоби лась объемная история заселения город ка Землянка, где разворачивается дей ствие, история фабрики, на которой не работает ни один герой рассказа, судь ба владельцев фабрики и их золота, буд то бы закопанного в подвале дома, где живет учительница? Все это призвано со здать, по-видимому, у нас какие-то ассо циации, противопоставить жизнь людей прежде и теперь. Но настолько умозри тельна эта взаимосвязь, что ничего, кроме ненужной затяжки повествования, не вышло из замысла автора. Как видим, в одном случае, отдавшись течению жизни, А. Кузнецов достиг зна чительного успеха, в другом — потерпел неудачу. В чем же дело? Очевидно, что в последнем случае ви новат не принцип, а неверное его ис пользование. Увлекшись обилием жиз ненного материала, автор не сумел най ти такие центральные, узловые факты и события, которые послужили бы путе водной звездой в отборе нужного, помо гли бы отсечь все излишнее. Первый опыт философских рассказов А. Кузнецова — этап его писательского пути,” в ряде случаев вполне удачные этюды к будущим произведениям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2