Сибирские огни, 1962, № 6
жизнь на этом затерянном в мировых просторах шарике — так уж держаться бы друг за друга, радоваться друг дру гу, воевать за жизнь вместе, а не грызться. Грызться пристало зверям. А людям надо уважать себя». Идею дружбы, товарищества и брат ства людей утверждает автор и в расска зе «Илья Лукич и Тонька». Старший шофер Илья Лукич потерял в войну всю семью. Замкнувшийся, мрачный, он стал сварливым и придир чивым. Не дает он спуску молоденькой бетонщице Тоньке, которая платит ему, в свою очередь, самой неприкрытой не навистью. И вдруг малозначащее событие (слу чайное совпадение их фамилий) вызыва ет у обоих теплое чувство взаимной сим патии. Оказывается, под напускной гру бостью в обоих бьется доверчивое, от зывчивое сердце. А. Кузнецову радостно наблюдать про буждение светлого, чистого в каждом человеке. Этой теме он посвящает боль шинство рассказов, находя в жизни своих героев такие моменты, когда ка- кой-либо внешний толчок или едва за метное движение души вызывает к жиз ни это истинно человеческое в челове ке. «Юрка, бесштанная команда» — рас сказ о чудесном преображении шофера Горлова, пьяницы и хапуги. Оказавшись в роли невольного опеку на семилетнего пассажира Юрки, которо му по просьбе его матери он должен ку пить в городе костюм, Горлов вдруг об наруживает в себе огромный запас не растраченной доброты, бескорыстия, стремления к лучшей чистой жизни. И здесь, как и в рассказах «Илья Лу кич и Тонька», «Биение жизни», чело веческая грубость, своекорыстие, взаим ное неуважение предстают внешней на пускной шелухой, слетающей прочь при соприкосновении с истинным чувством. Во всех этих рассказах авторские раз думья искали и нашли свое подтвержде ние в фактах жизни. Рассказы интерес ны, полны достоверных черточек, точно отобранных примет времени. Но невозможно отделаться от ощуще ния какой-то облегченности чтения — слишком близко, на поверхности собы тий, изложенных автором, лежит идея произведения. Кроме того, путь от замы сла к фактам жизни в ряде случаев при водит автора к элементам искуссственно- сти в построении рассказов. Создается ощущение, что жизнь со всеми ее слож ностями и противоречиями укладывается в данном случае в прокрустово ложе ав торского задания. Отправив шофера Горлова в путь с нежелательной обузой — бесштанным пассажиром Юркой, А. Кузнецов на столько усиленно педалирует чувства их взаимной неприязни, что уже в начале рассказа знаешь, чем он закончится. Весь интерес в дальнейшем сосредото чивается лишь на том, как произойдет- процесс примирения героев. В рассказе «Селенга» некий дед—си бирский старожил встречается со слу чайным попутчиком — молодым челове ком городского вида. Дед пускается в- разговоры, расписывая красоты сибир ской природы и климата. Особое место в его рассказе занимает история одного ветеринара, который сбежал из соседне го колхоза, соскучившись «по морожену, театру, винограду и маме». Дед долго и убежденно доказывает, что «не от зем ли счастье, а от человека, на земле живу щего», что не нужно искать легкой жи зни, а трудиться, переделывая жизнь. В итоге разговора парнишка, направивший было стопы в город, не едет дальше, возвращается обратно. Авторский замысел ясен: сама жизнь советского общества не позволяет чело веку сбиться с пути. Но для того, чтобы этот замысел воплотился в художествен ное произведение, А. Кузнецов прибег нул к целой серии искусственных пост роений, умышленно введя элемент слу чайности всего происшедшего. Парнишка случайно встретился с муд рым дедом. Дед случайно завел разго вор' о сбежавшем ветеринаре, которого случайно не видел в лицо. Убедившись,, что парень раздумал уезжать, дед нема ло удивлен — он, оказывается, и не по дозревал, с кем имел дело. И в заклю чение, чтобы уже окончательно создать у нас ощущение непринужденного, ес тественного течения событий, автор со общает, что паренек городского типа во все и не тот ветеринар, а кто-то другой, тоже бежавший от трудностей. Все это — случайное совпадение. Подобные примеры, когда заданность идеи входит в противоречие с жизнен ным материалом, можно было бы про должить. Все это убеждает нас, что А. Кузнецов — автор еще молодой, ма лоопытный, что его пробы философских рассказов пока еще не более чем пробы. Но есть в сборнике настоящий сгусток жизни, сложной, противоречивой, не под дающейся простейшему анализу, есть рассказ, наталкивающий на серьезные размышления. И это позволяет думать о нарождающемся мастерстве, о подсту пах А. Кузнецова к подлинной углублен ной разработке своей темы. Речь идет о рассказе «Августовский день». Начальник районной милиции и про курор после разбора очередного дела ■зместе с управляющим совхозным отде лением вялые, истомленные жарой от правляются на пруд купаться. Они видят озерцо, покрытое тысячами уток, кото рых почти не охраняют; по-мальчишески набрасываются на вишни из сада, кото рый раскинулся свободно и привольно и где никто и не помышляет о таких ве щах, как воровство или охрана, — нро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2