Сибирские огни, 1962, № 6

«...Негоже все-таки нашему брату, журналисту, как мы это обыденно дела­ ем, подходить к событиям с готовой точ­ кой зрения. Сколько раз уже бывало так: приедешь в колхоз или совхоз и на­ чинаешь нанизывать на свое готовое представление все, что видишь, и вот уже сам не заметил, как выходит из- под твоего пера не то, что есть в жизни, а то, что тебе надо. Я говорю себе, что нужно, пожалуй, идти от непосредствен­ ных впечатлений... Вуду наблюдать, не спешить с выводами, идти от фактов — может быть, тогда жизнь и приоткроет­ ся каким-то новым уголком». И конечно же, жизнь приоткрывается герою очерка, а заодно и его автору но­ вым, совершенно «новым уголком», за­ глянуть в который и нам, читателям, не только интересно, но и полезно. В очерке «Свет от людей» автор рас­ сказывает о людях двух соседних сел. Эти села — Увалово и Рассказиха — только что объединились в одну артель, но они еще далеко не одна артель. Их объединение оказалось гораздо сложнее административного факта. По-разному относятся к этому факту ' в центральной усадьбе колхоза «Рос­ сия» и в «присоединенной» Рассказихе. Много острых, по-настоящему конфликт­ ных ситуаций возникает в жизни быв­ ших соседей, но автор не ограничивает­ ся вмешательством в эти ситуации, хотя он смело обнажает их причину. П. Реб- рин четко видит при этом свою задачу ■— задачу художника—и строка за строкой выписывает яркие образы современни­ ков. Героев очерка «Свет от людей» не спутаешь ни с кем, мы знакомимся с совершенно новыми людьми, если так можно сказать о литературных героях. Мы с напряжением следим за Степа­ ном Федоровичем Тавровым, который за­ думал «операцию взрыва Рассказихи из­ нутри» и «расщепляет ее». Были такие «Рассказихи», которые следовало «рас­ щепить», это — правда жизни... Вместе с автором и его лирическим ге­ роем мы становимся свидетелями невесе­ лой, но достоверной повести Овсянки, повести Трогательной, но не сентимен­ тальной... Мы знакомимся с целой галереей ори­ гинальных образов, иногда выписан­ ных очень скупо, но емко и зримо. В очерке «Ответ Саши Осетровой» П. Ребрин берет одну из самых насущ­ ных проблем сегодняшней жизни нашей молодежи — проблему поисков места в обществе. Это — маленький очерк, все­ го десяток страниц, но сколько мыслей, сколько раздумий вызывает он у молодо­ го читателя! Это — боевой, страстный призыв к молодым людям. Призыв к творческому отношению в делах, к по­ стоянному поиску. «Хоть немножко успокоишься, и уж что-то пройдет мимо тебя и останется не­ сделанным», — говорит героиня очерка. Говорит она это без рисовки, без позы, и мы верим ей, а вместе с ней и автору очерка. Очерк «Точка зрения Игната Пащи- ны» вызвал у меня несколько противоре­ чивое впечатление. Он привлекает ис­ полнением, своей изобразительной силой, но вызывает чувство незаконченности. Это, на мой взгляд, скорее зарисовка с натуры, фрагмент, этюд будущей карти­ ны. Четвертый очерк книжки «Соседи»— светлый, радостный рассказ, написанный тепло, с добродушным лукавством, с юмором. Очерк населен энергичными людьми, у которых обширные интересы, содержательная жизнь и какие-то осо­ бенные, оптимистические характеры. «Соседей» прочитываешь как-то вдруг, не заметив, легко, с удовольствием... П. Ребрин умеет писать с увлечением и увлекать читателя... Л. Б а л а н д и н ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО РАССКАЗА А натолий Кузнецов, автор повести «Продолжение легенды», выпус­ тил новую книгу рассказов «Селенга»'. Эта книга А. Кузнецова интересна как первая попытка способного молодого ли­ тератора приблизиться к глубинному рас­ крытию явлений жизни, найти свой фи­ лософский угол зрения. А. Кузнецов берет обычный, внешне ничем не примечательный факт и иссле­ дует его с позиций соответствия тому идеалу, который рисуется его вообра­ жению. Может ли сегодня член нашего совет­ ского коллектива не готовить себя к за­ втрашнему коммунистическому дню? Имеет ли он право жить и работать, не помышляя о будущем, не воспитывая в себе самом лучших моральных качеств? Обстоятельства столкнули Вахрушева с человеком высокого чувства обществен­ ного долга, с самоотверженным и беско­ рыстным врачом Сашей («Биение жиз­ ни»), Вместе пробиваются они сквозь бес­ численные преграды весеннего бездо­ рожья на помощь роженице. Логика раз­ вития событий приводит его к выводу, такому простому, как алгебраическое уравнение, и в то же время мудрому, как сама жизнь: «Поселила людей •А. К у з н е ц о в . Селенга. Рассказы. М., «Советский писатель», 1961.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2