Сибирские огни, 1962, № 6

Поэзия эвенков представлена автора­ ми различных районов. Здесь сахалинец Г. Чинков, из Красноярского края К. Во­ ронина, И. Удыгир, А. Немтушкин, мо­ лодой поэт из баунтовской тайги В. Лор- гактоев и другие. Если бы стихотворения представите­ лей двенадцати народностей распреде­ лить по темам, то мы увидели бы большие циклы произведений, посвященные со­ временной жизни на советском Крайнем Севере, дружбе народов, природе родно­ го края. Составители-редакторы Г. С. Семенов и М. А. Сергеев проделали значитель­ ную работу по выпуску в свет сборника; они привлекли большую группу совет­ ских переводчиков. Наиболее удачно сделаны переводы Г. Семеновым, Ю. Ше­ стаковой, Л. Поповой. Однако составите­ ли допустили один серьезный промах, ничего не сказав читателю об авторах. Ведь если читатель в Улан-Удэ, Чите, Якутске, Хабаровске, Красноярске рас­ кроет книгу, он ничего не будет знать о ненецком авторе Иване Истомине, ман­ си Юване Шесталове, нанайце Андрее Пассаре. А ведь это уже члены Союза писателей СССР. Нужно было особо ска­ зать об авторах, которых уже нет в жи­ вых: эвене Н. Тарабукине, эвенке Н. Са­ харове, удэге Д. Кимонко, ненце Н. Выл- ке, чукче Эрмитэгине. Книга «Север поет» издана в хорошем переплете с орнаментированной супер­ обложкой. Большую любовь к оформле­ нию книги вложила художница Н. Г. Ба­ сманова, знаток изобразительного искус­ ства северных народностей. Думается, что каждый испытывает чувство радо­ сти, прочитав один из первых объемных сборников поэзии младописьменных на­ родов нашего Севера. С. Т р я п и ч к и н „СВЕТ ОТ ЛЮДЕЙ" /'"Чбластное книжное издательство выпустило, наконец, книжку оче­ рков Петра Ребрина1. ^Приходится гово­ рить «наконец», потому что этот факт мог произойти еще в прошлом году. Три из четырех очерков, помещенных в книге «Свет от людей», были написаны автором в предыдущие годы и даже, как говорится, апробированы в периодиче­ ских изданиях — В сборнике «На сель­ 1 Петр Р е б р и н. Свет от людей. Омское кн. изд., 1961. ские темы» издательства «Советский пи­ сатель», в московском журнале «Наш современник», в «Литературном Ом­ ске», «Комсомольской правде» и полу­ чили заслуженную похвалу читателей и критиков. Кто уже прочитал книгу Петра Ребри­ на, может откровенно порадоваться. Эта книжка согрета искренней взволнован­ ностью автора, она и вправду излучает «свет от людей», каждая страница ее дышит любовью к людям, к их труду, мечтам и заботам. Мне довелось участвовать в работе Всероссийского семинара очеркистов, на котором обсуждался заглавный очерк книжки Петра Ребрина — «Свет от лю­ дей». Было чрезвычайно приятно слы­ шать и видеть, с каким уважением гово­ рилось на семинаре о серьезной удаче писателя. Мое знакомство с творчеством П. Ре­ брина произошло давно: еще в ту пору, когда он работал в областной газете и писал так называемые конкретные, «ад­ ресные» очерки. Нечего и говорить, что в тех очерках автор не имел возможно­ сти применить весь арсенал литератур­ ных приемов, он был в известной мере подчинен хронике, ходу развития реаль­ ных событий. Но и те очерки выгодно отличала творческая манера П. Ребрина, его стремление к художественному изо­ бражению современников. Очеркиста всегда волновали сущест­ венные проблемы действительности, он не уходил от остроты этих проблем, а стремился анализировать их, шел вглубь, не боясь запутаться в сложно­ стях ситуаций, потому что знал жизнь не понаслышке, не только умом, а и серд­ цем. Было нетрудно предположить тог­ да, что рано или поздно П. Ребрин бо­ лее основательно осмыслит свои жизнен­ ные наблюдения, встанет на путь лите­ ратурного творчества. Подтвердилось справедливое мнение о том, что сотрудничество в газете — от­ личная школа для очеркиста, воспиты­ вающая в начинающем литераторе бое­ вую активность и партийную страст­ ность в изображении жизни. Эти каче­ ства составляют теперь лучшую, наибо­ лее сильную сторону его творчества... Позиция автора «Света от людей» — позитивна, но в ней не беззубое «отра­ жение будней»; в ней — страстная борьба очеркиста за все, чем дорог чело­ век, за все, чем дорога его жизнь. П. Ре­ брин совсем не «бытописатель», хотя в его очерках рельефно выписаны колорит современной Сибири и своеобразные ха­ рактеры сибиряков. В его очерках — нечто более глубокое, а именно — стре­ мление к художественному обобщению. Трудно удержаться от соблазна под­ твердить эту мысль словами лирическо­ го героя очерков П. Ребрина, журна­ листа, от имени которого ведется пове­ ствование:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2