Сибирские огни, 1962, № 6
героев, а тем самым делает зримым для нас и мир внешнил иСсЮ?тельств, отраженных (разумеется, не зеркально, а в сложных опосредствованиях) в душе и сердце человека. Впечатляющую си лу своей манеры Федин-психолог еще раз блестяще доказал в «Костре». Однако это не всегда так в разбира емых главках. Психология героев, в ко торой преобразуется все богатство их восприятий, выписана в этих сценках с большой остротой и правдивостью во всем, что касается событий, пережива емых ими лично. Но в ряде случаев ощутима узость самих восприятий геро ев. В их раздумиях и переживаниях не всегда находишь достаточно примет внешней обстановки, того восстанавлива емого по ним широкого фона, на котором читателем только и может быть пред ставлена истинная значимость случивше гося, особенно с Извековым. Поясню. Кирилл Извеков — коммунист, каким мы знаем его, не может, на мой взгляд, переживать свою незаслуженную обиду, не задумываясь совершенно о массовых несправедливостях, которые творились вокруг, о неожиданных репрессиях, кото рым подвергались люди, вероятно, по рой близкие ему, в чьей честности он до сих пор был убежден. Какой-то своей стороной эта тема должна была бы воз никнуть и в разговоре Кирилла с Раго зиным, когда масштабами большевист ской принципиальности, на больших ве сах прошлого и настоящего они вместе стараются понять меру вины Извекова... Разумеется, мы не требуем от писате ля, чтобы герои его рассуждали о про исходящих событиях или представляли себе их так, как оцениваем их теперь мы, глядя назад через двадцать пять лет. Такая модернизация несовместима с художественной правдой. Однако бес спорно и другое: поле зрения и Кирилла, и Рагозина было достаточно широким, и не в характере, во всяком случае Изве кова, было отделять себя от судеб дру гих людей. К чему же приводит эта ощутимая узость фона, некоторая «камерность» в изображении сцен, посвященных 1937 году? Когда в решающую для судьбы Ки рилла минуту они с Рагозиным, имея перед глазами столько кровоточащих фактов из жизни, начинают подробно рассуждать о фанатической верности ста рообрядцев — их разговор в этом ме сте поневоле начинает казаться читате лю несколько литературным... В Кирил ле Извекове нас особенно привлекали свежесть чувства, всегда горячего и да же по-юношески «колючего» независимо от возраста, чистота его нравственных принципов, их воинственность. И вдруг —правило, которое сложил себе Изве ков после происшедшего с ним: «делай, что должен, и терпи, что неизбежно». Никакое, даже тяжелое потрясение, за хватившее сферу только его личных пере живаний, не надломило бы Кирилла-ком- муниста, не привело бы его к такой горькой мудрости. Некоторым критикам, писавшим о «Костре», сама возмож ность такого перелома показалась мало вероятной. Но ведь, говоря словами по эта, «тут ни прибавить ни убавить — так это было на земле». Федин лишь не- поддается иллюзорному соблазну в от ношении своего любимого положительно го героя. Однако то, что в романе долж ны быть полней воссозданы обстоятель ства, глубже обнажены мотивы, привед шие Кирилла к его горькому «правилу» — это нам представляется бесспорным. Большая гуманистическая, граждан ская мысль Федина, которая заключена в главках о 37-ом годе, являющихся од ним из самых впечатляющих мест в «Ко стре», очевидна. Это — мысль о человеч ности, истинной партийности, которые всегда есть служение правде. III Многое еще хочется сказать о новом романе К. Федина. Написанный о недалеком прошлом, «Костер» — современное произведение. Остро современным взглядом пронизаны деревенские главы романа. Они выли лись у писателя так, как, может быть, не были бы написаны несколько лет то му назад. В предвоенной деревне Федин изображает не только ее сильные сторо ны, но и отмечает слабости. Как мрач ный символ неблагополучия восприни мается полуразвалившаяся, с давно ос тывшим горном, зарастающая бурьяном кузница потомственных умельцев Вери гиных... Ярко нарисован К. Фединым народ ный артист Скудин, который, при всем его внешнем благородстве и доброте, в решающую минуту оказывается шкурни ком, спокойно совершающим гаденькое предательство. Поистине с эпической широтой написана сцена перехода тыся чеголовой толпой беженцев моста через реку во время бомбежки. Особая большая тема — лексическое и стилевое богатство романа, соотноше ние сложной, вобравшей в себя большую интеллектуальную культуру фразы Фе дина и народного языкового пласта в «Костре». Константин Федин написал очень свое временную, нужную и, я бы сказал, тревожную книгу о начале войны. Читая ее, думаешь о времени, которое пережи ваем сейчас мы, о грани, на которой по воле заокеанских империалистов балан сирует сейчас человечество. Рожденные в тысяча девятьсот сорок пятом, когда были убиты последние на войне, только- только еще начинают заступать их место в жизни, им еще предстоит узнать, что такое счастливая усталость труда и ра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2