Сибирские огни, 1962, № 6
уже данным, таким, каков он сегодня. И я уже говорил, что автор как бы даже нарочито воздерживается от прямых оценок и объяснений. Читателю предо ставляется о многом догадываться са мому, так сказать, восстанавливая про шлое героя по его настоящему. Впрочем, в одном месте Федин дает такой колоритный психологический сгу сток, характеризующий Рагозина, что сделать вывод не представляет уже осо бого труда. Я имею в виду сцену, когда Рагозин, после ухода Кирилла, задумав шись, смотрит из окна своего кабинета во двор ЦК. Вот она, эта картинка, на писанная рукой психолога, где в крас ках иронических, почти злых, обнажает ся существо случившегося с Рагозиным: «Оставшись один, Петр Петрович по дошел к окну. Внизу, ровно вписайный в массивные высокие фасады домов, ле жал по-комнатному тщательно убранный двор. На нем никого не было, и у стен не стояло никаких обычных дворовых предметов, так что он был как бы не дво ром, а особым помещением смежных до мов. Перед решетчатыми Воротами видне лась будка дежурного поста, и по другую сторону ворот, за их чугунными прутья ми, недвижимо сиял черный лимузин, ка завшийся сверху длиннее самого себя. И эти ворота, и будка, и лимузин говорили о жизни вне стен домов, о близости ули цы, о том, что пространство между до мами все-таки двор, а не комната. Рагозин глядел во двор, на этажи до мов с их начищенными окнами, за кото рыми белели вздернутые или приспу щенные шторы и кое-где по бледно-теп ловатой подцветке угадывались зажжен ные лампы в белых абажурах колоколом. В окнах, кац и во дворе, никого не бы ло видно, и вся картина была неподвиж ной, и неподвижностью знакома Рагози ну настолько, что, глядя на нее, он не замечал ее, а лишь принадлежал ей, как она принадлежала ему. За каждым из окон со шторами, в кабинетах, похожих на рагозинский, находились люди, рабо та которых состояла в том, что они рас сматривали поступавшие дела и готови ли по ним доклады, заключения, предло жения, либо, получив по делам решения, исполняли их, составляя по ним предпи сания, директивы, инструкции, разъяс нения. Хотя Рагозин не мог видеть лю дей, заселявших кабинеты за окнами, но они были столь известны ему, что словно бы находились перед взором, и, не глядя на них, он их видел и чувство вал свою общность с ними. Его работа' тоже заключалась в том, что он изучал прибывшие дела и по одним исполнял, по другим — принимал решения...» Усталый, хмурый человек даже в лет ний полдень не замечает небесной лазу ри, а видит только клочки серых обла ков. Дело, разумеется, не в строгом офи циальном облике самого здания Цент рального Комитета, а в том, что откры вается осведомленному глазу, видящему как бы сквозь стены. И в самые тяжкие времена культа личности Сталина ЦК нашей партии, кровными нитями связан ный с народом, оставался боевым шта бом, в котором кипела жизнь. Однако каждый видит то, что способен видеть, к чему в конечном счете привык. Раго зин же в ту минуту видит перед собой удручающую своей неподвижностью кар тину, где в кабинетах, за шторами люди только и занимаются тем, что составля ют «предписания, директивы, инструк ции, разъяснения». И именно с ними, а не с горячим, деятельным большинством ЦК, руководившим массами, «чувство вал свою общность» Рагозин, их знако мые лица, даже не видя, представлял себе. Я далек от слишком прямолинейного истолкования этой сцены. Восприятие Рагозина, как всегда бывает в истинно художественном произведении, — это «моментальная фотография», во многом зависящая от состояния и настроения героя именно в ту минуту, когда он оза бочен возникновением «дела» Извекова. Однако психологическая «сиюминут ность» у писателя-реалиста всегда несет в себе долю обобщения, в данном случае особо подчеркнутую Фединым привыч ностью такого восприятия. Видимо, «предписания, директивы и инструкции» в годы культа личности довольно осно вательно пропечатались в сознании ста рого рабочего-подполыцика. А когда ми нутой позже мы наблюдаем за телефон ным разговором Петра Петровича с его товарищем из Комиссии партийного кон троля, где на языке полунамеков и недо говорок (принятом в те времена у неко торых партийных работников) идет вза имное прощупывание вокруг «дела» Из векова, всякие сомнения на этот счет рас сеиваются окончательно... К. Федин, таким образом, не только совершенно ясно показывает нам, каким стал Рагозин, но в романе содержится также достаточно яркий психологический материал, дающий понять читателю, как и почему появились в Рагозине новые, несвойственные ему раньше черты. И все-таки в образе этом чувствуешь неко торую авторскую недоговоренность. Ра гозин слишком дорог нам по предыду щим книгам трилогии, чтобы причины происшедшей с ним столь существенной перемены хотелось видеть не только обозначенными в общих чертах, а пока занными подробней, во всей сложности индивидуального развития характера. В этих главках есть и еще недосказан ность, которая кажется мне очевидной. Психологическая, тонко интеллекту альная, отточенная до артистичности ма нера письма Федина обычно скупо очер чивает внешний фон событий, те «типи ческие обстоятельства», в которых дей ствуют характеры. К. Федин глубо ко и правдиво выражает психологию 12- «Сибирские огни» № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2