Сибирские огни, 1962, № 6
Цветухина, а опустившегося, жалкого, безродного старика, поводырем у кото рого оказывается женщина. В своей трилогии, эпический разворот событий в которой ширится от книги к книге, К. Федин глубоко воссоздает «об раз времени». Судьбы его героев неиз менно развертываются на крутых греб нях больших исторических переломов, читатель с головой окунается в соци альную, бытовую и нравственную атмо сферу тех лет. 1910 год, конец столы пинской, реакции — . «Первые радости»... 1919-ый, кровавый переломный год гражданской войны — «Необыкновен ное лето»... «Костер» — июнь тысяча девятьсот сорок первого, летнее воскре сное, утро, разбуженное взрывами фа шистских бомб... Уже не через девять лет, проходящих между действием первого и второго ро манов, а через двадцать с лишним лет встречаем мы снова героев трилогии, по сле того как расстались с ними в «Не обыкновенном лете». Не буду касаться всех трудностей, воздвигаемых перед ро манистом таким размахом повествова ния. Например, незримой для читателя кропотливой подготовительной работы, родственной изысканиям то историка, то этнографа, которую должен был проде лать Федин, чтобы во всей безошибочно сти и красочности отразить три «гребня» почти полувековой русской жизни. Скажу о построении романа. Совер шенное владение композицией всегда было одной из сильных черт писатель ского мастерства К. Федина. Интересно и сложно построен «Костер». Книга на целена на изображение войны, однако надо было одновременно показать хотя бьг главные «узлы» из пережитого героя ми за прошедшие два с лишним десятиле тия. Федин достигает этого, найдя очень точный психологический принцип, из ко торого и вырастает композиция романа. В минуты больших потрясений, когда кру то меняется вся жизнь, людям свойствен но мгновенным мысленным взором оки дывать прожитое. «Надо было в эти ми нуты решать, что брать с собой из прой денного в эту новую жизнь. Хотелось, чтобы все было ясно...» — такая мысль проскальзывает у Кирилла, когда по до роге в обком в лад с бушующими чувст вами в его сознании скачут и меняются картины прошлого. (Любопытно, что Па стухова, пытающегося отгородиться от войны, и воспоминания не тревожат до. тех пор, пока окончательно не рушится его искусственное отдохновение)... «Как много вмещает в себя минута во споминаний!», Федии еще раз убеди тельно доказал в «Костре», что емкость, стремительность такой психологической «минуты» в литературе не меньше, чем в кинематографе. Однако в некоторых местах, на мой взгляд, сложное напла стование воспоминаний иногда утяжеля ет роман. Особенно это ощутимо в «ча сти извековской». Когда Кирилл по до роге в обком партии, где должно состо яться заседание бюро, посвященное обсу ждению создавшегося положения, при останавливается взглядом на водоразбор ной колонке, «из крана которой, сереб рясь на солнце и завиваясь, текла струй ка воды», начинает вспоминать, и потом после нескольких главок воспоминаний мы едва переносимся на бюро, и первый секретарь Новожилов едва успевает ска зать несколько слов, как, глядя на него. Извеков снова погружается в прошлое, и кое-где идут уже как бы воспоминания в воспоминаниях, которые в первой пуб ликации автор выделял петитом, — мне кажется, что даже для лихорадочной, смя тенной «минуты» Кирилла это уже чрез мерная нагрузка. За воспоминаниями, как ни хорошо они написаны сами по се бе, начинает теряться для читателя глав ное — как Извеков и его окружение во спринимают войну в настоящий момент. Однако таких мест немного. В целом, же прошлая жизнь героев, занимающая: в «Костре» по количеству страниц едва ли не больше места, чем их собственно военные переживания, органично и не громоздко входит в роман. На нескольких главках из прошлого героев, несущих особенно высокий граж данский заряд мыслей и чувств автора, хочется остановиться подробно. Речь- идет об изображении в «Костре» собы тий 1937 года... II Что-то странное и тяжелое произошло за эти годы со старым болыпевиком-под- полыциком, учителем Кирилла по рево люционной работе, Петром Петровичем Рагозиным. К. Федин не дает прямого названия той метаморфозе, которую претерпел его герой, нигде не рассужда ет о ней. Он продолжает лепить харак тер. Но уже первые черточки поведения Рагозина, едва он появляется в романе, настораживают; дальше — больше, за ставляют почувствовать, а под конец яс но осознать, что перед нами не совсем прежний Петр Петрович, яркий комму нист ленинской школы. В памятном 1937 году Рагозин работа ет в Военном отделе ЦК партии. К. нему приходит вызванный для объяснений в Комиссию партийного контроля Кирилл Извеков. С Кириллом они не встреча лись накоротке уже много лет, и, заводя его в свой кабинет, Петр Петрович ра дуется встрече со старым другом. Ки рилл, тоже растроганный, опускается в первое попавшееся кресло, спиной к ок ну. И вот тут происходит маленькая за минка. Петр Петрович молча берет за. руку Извеков# и усаживает в противо положное кресло: оказывается, в этом*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2