Сибирские огни, 1962, № 6
дав дань патриотическим размышлениям по дороге на дачу, Александр Владими рович снова как бы выдвигает перед со бой цель, расходящуюся с тем, что он чувствует в глубине души. Все основа ния к тому как будто бы есть: у Пас тухова сегодня день рождения. Значит, должны быть и душевные именины. Значит, надо стряхнуть с себя «состоя ние сжатой груди, которое, наступив три дня назад, притаилось в нем и не хоте ло отпускать». Забыть о войне. Хотя бы на один вечер, оттеснив все постороннее, снова встать самому в центр общего вни мания. Однако даже в его привычной, оран жерейной компании, которая собралась на званое застолье, Пастухову это не удается. Пир идет на фальшивой ноте. Сыплет плоскими остротами недалекий добряк Карп Романович Ергаков, суетит ся, изображая сердечность, молодая же манная хозяйка. Пытается рассуждать на отвлеченные темы доктор Нелидов, которому завтра уходить на призывной пункт, мило разглагольствует о пейзажах художник Гривнин. Тостами дружно че ствуют «новорожденного». Но никому не весело. И только когда, уже к утру, Пастухов, разомкнув наконец свое на стоящее чувство, находит нужные слова о войне, эта минута «привела с собой простоту искренности, которой недоста вало вечеру». В одиночестве, занятого тяжелыми предрассветными думами, оставляем мы Пастухова. Как повернется его судьба дальше? Может, на ветру войны в его душе разгорится тлеющий «огонек», а может быть, погаснет совсем... Вслед за тем лавина войны прокаты вается через жизнь Кирилла Извекова, изображаемая опять-таки по контрасту с только что прочитанным. Восприятие войны Кириллом отличается и от того, как встречает ее юное поколение — Бе гичев и Алексей Пастухов. Зрелый ком мунист, активный участник революции и двух войн, Извеков воспринимает случив шееся глубже, масштабнее. Он не толь ко горячим порывом сердца ощутил лич ную свою ответственность за происходя щее, но и разумом государственного де ятеля сразу же понял всю грандиоз ность начавшегося разворота событий. Реакция Кирилла мгновенна. Он слуша ет диктора, читающего по радио прави тельственное сообщение, а его внутрен ний «голос» в эти секунды уже лихора дочно работает: «Так, так... они все-таки обрушили на нас войну. Мы уже в вой не... Это их война. Так, так. Теперь она наша война. Уже наша... Война нашей ненависти к их войне. О, как неожидан но! Как вдруг!... Все великое, говорят, приходит вдруг. И все подлое, наверно, тоже. Так, так. Подлое тоже...» Приглашенный к секретарю обкома партии, Извеков спешит домой, чтобы облачиться в свою комиссарскую форму, сохранившуюся у него с гражданской войны. Этим он как бы окончательно к даже чуточку торжественно отчеркивав!' для себя вчерашнюю, мирную жизнь о г новой. И в то же время переодевание это, разумеется, совершенно неосознан но, отвечает глубокому ходу мыслей Ки рилла, для которого исход схватки' с фа шизмом в первую очередь связывается1 с судьбой революции. «Да, с первого ча са войны надо думать о ее исходе, пото му что уже в первый бросается жребий, последнего, а последний решает народ ную участь. Дело с е г о дня — судьба революции». Следующей идет в романе «часть цве- тухинская». Актер Егор Павлович Цве- тухин как будто полная противополож ность своему старинному другу Пасту хову: они — лед и пламень. Если Пасту хов живет холодным рассудком, то Его ра Павловича захлестывает стихия про тиворечивых и не всегда подконтроль ных чувств. Однако по существу между ними много общего. Недаром в предыду щих книгах трилогии Федин часто выво дил их рядом. Талантливые, яркие люди, каждый из них, употребляя известное выражение, больше все-таки любит не искусство в себе, а себя в искусстве. Па стухова это привело пока что к преуспе ванию на роли легковесного драматурга. Для Цветухина — кончается трагедией. Его образ получает в «Костре» уже поч ти законченное развитие. «Самооболыцен, как пернатый краса вец», — говорил Кирилл о Цветухине еще в «Необыкновенном лете». Жизнь- за эти годы сурово потрепала Цветухи на, повыщипала из него многие «пав линьи перья» красивых фраз. Его уче ники, вроде Анны Тихоновны Улиной, давным-давно уже переросли своего учи теля. А Цветухин не исполнил и малой; доли из того, о чем так возвышенно и- цретисто говорил. Не ужившийся во мно гих театрах, не сыграв свою самук> «главную» роль, не написав книги (ко торая должна была, разумеется, произ вести переворот в искусстве!), так и не- устроив свою личную жизнь, Егор Пав лович подвизается теперь на роли руко водителя районной самодеятельности. Война как бы окончательно добивает' Цветухина. На толпу беженцев из Бре ста, в которой они бредут с Улиной, об рушивается сразу все — кошмар неиз вестности, ужас смерти от кружащих над: головой фашистских самолетов, дорож ные тяготы, голод, жажда. Но в Аночке1 достает нравственных сил, чтобы переси лить в себе оживающий в такие минуты, эгоизм, подавить страх и физический, ужас смерти. Из дорожных мытарств: она выходит очистившейся, возмужав шей. И мы верим, что вернувшись, она не долго засидится дома. Для Егора Пав ловича тяжкий путь оказался непосиль ным. В конце его мы видим перед собой не прежнего рыцарствующего красавце!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2