Сибирские огни, 1962, № 6
славие. Теперь Пастухов этого вполне достиг. Этим «островком» оказалась его роскошная подмосковная дача, со шта гом обслуги, с небольшим кругом покла дистых друзей, способных не перечить и восторгаться. Раздобытый хозяином на обед рыбец в этой среде — тема для долгой общей дискуссии, новая старин ная табакерка —• событие, беседы об ис кусстве — застольный десерт, и глав ное, сам Александр Владимирович, с каждым его словом и поступком — предмет общего обожания. И хозяйка ■этой новоявленной «башенки из сло новой кости», то бишь индивидуальной дачи, давно уже не обаятельная, женст венная Ася, душевная чуткость и искрен ность которой стали в тягость Пастухо ву, а молодая жеманная и лживая краса вица Юлия Павловна (эта «мадемуа зель», вертлявая и хищная актриса в жизни, без малейшего нажима, но от- того еще более правдиво и зло выписа на Фединым). Александр Владимирович талантлив, зорок, наблюдателен. Но ум и талант •его все чаще ослепляются сытой безмя тежностью. Впрочем, в часы прозрения Пастухов по-прежнему, как в «Первых радостях», «с телесным удовольствием и досыта кормит, насыщает свое прожор ливое любопытство». Но людей он кол лекционирует, как вещи, умом понимает их, но не очень любит. И оттого его пье сы, делающие «кассу» во многих теат рах страны, словно приятные карамель ки, поглощаются, но не задевают глубоко ни актеров, ни зрителей. Федин не сразу показывает, как встре чает войну Пастухов. Мы видим сначала, какой отзвук ударивший народный набат вызвал у молодого поколения — у Алек сея Пастухова и его друзей, вобравших в себя лучшие черты людей советского строя. Так резче оттеняется вялое, себя любивое «пробуждение к войне» самого Пастухова. Когда Бегичев, товарищ Алексея по крымскому дому отдыха, выйдя вечером 22 июня в сад, высыпает под дерево и заравнивает ногой камешки, собранные на память о коктебельском пляже, — этим поставлена точка. «Пробуждение» кончено. Начинаются действия: взятая с бою железнодорожная касса — дорога домой — военкомат... И уже на ходу, попутно, идет обостренное и все углуб ляющееся осмысление случившегося, об- живание того нового бытия, которое при несла народу война. Способность к искренности, единство чувства и мысли, неподдельность пере живаний для Федина — неукоснитель ный принцип, которым проверяются нравственные качества его героев. С чуткостью психолога писатель отмечает . даже минутную душевную раздвоен ность, не прощает и малейшей фальши. Кирилл Извеков, Аночка и другие поло- .жительные герои — в главном и реша ющем натуры цельные. Сложность их переживаний идет от богатства их духов ного мира, а не от его деланной ус ложненности. Не так с Пастуховым. В нем есть черта, характерная для себя любца, которую Федин четко вырисовы вает в «Костре»: Пастухов нередко сна чала холодным рассудком оценивает, дур но или хорошо он поступает, и только потом уже словно бы вызывает в себе соответствующие эмоции. Александр Владимирович потому так часто и запу тывается в своих мыслях, что движения его души часто не соответствуют тому, что он думает в тот момент, и думает он часто не то, что чувствует. Пастухова мы встречаем только на третий день войны. Театр, бывший дол гие годы главным оплотом пастуховской драматургии в Москве, неожиданно пре кратил репетиции его новой комедии. Александр Владимирович видит в этом главным образом интригу против себя — война, как он убежден, лишь удобный предлог для театра, чтобы избавиться от его не очень удавшейся пьесы. Холодно отвергает Пастухов горячие ссылки на новые задачи, жалкие заверения и реве рансы руководителей театра. Занятый собой, он не усматривает в этом ничего, кроме стремления подсахарить веролом но преподнесенную- ему горькую пилю лю. Приняв решение бороться, вполне искренне заявив, что поедет в Комитет по делам искусств, Пастухов с величест венной непреклонностью усаживается в собственный «кадиллак». Но острый ум Александра Владими ровича каким-то краем сознания уже оценил невыгодность ситуации. И когда, задержавшись по дороге, Пастухов на талкивается на расспросы случайно встретившегося руководящего театраль ного деятеля («...Кстати, что с вашей ко медией? Репетируют?»), он мгновенно принимает самое выгодное для себя ре шение. «Я ее снял... — следует неожи данный ответ. — Я как раз еду в Коми тет заявить, чтобы репетиции были пре кращены». И только приняв это единственно правильное решение, «Пастухов вдруг почувствовал, что ему не жалко своей несчастливой пьесы...» (подчеркнуто мной — Ю. О.). Тут только, как это ча сто бывает с Пастуховым, в нем начина ет просыпаться, все углубляясь, его ис тинное чувство, которое дремало до сих пор, подавляемое совершенно иной внут ренней задачей, на которую он себя мо билизовывал. «С этим изменившимся чув ством Пастухов наново взглянул на свою размолвку с театром и увидел, что она не имеет значения для него, потому что не имеет никакого значения для те атра, для всех театров, собиравшихся поставить комедию, и главное — не мо жет иметь того значения для зрителей, на которое он прежде рассчитывал». Но Пастухова ненадолго хватает. От-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2