Сибирские огни, 1962, № 6
ления — выпускница десятилетки Надя Извекова, сын известного драматурга Алексей Пастухов, бывший беспризор ник, а ныне молодой талантливый худож ник Иван Рагозин, младший в роду па- рабукиных Павел — сейчас тульский оружейник, их друзья, сослуживцы, зна комые. И все-таки не они, а старые ге рои, давно уже превращенные талантом художника и читательским воображени ем в живых, вполне реальных людей,— ' Извеков и артистка Анна Тихоновна Улина (сценическая фамилия Аночки Парабукиной), Пастухов, Цветухин и Р а гозин — по-прежнему занимают «аван сцену» романа. В «Костре», по крайней мере, в опубликованной его части, К. Фе дин, верный своей давней теме,— изоб ражению интеллигенции, рисует по пре имуществу судьбу того ее поколения, к которому принадлежит сам. «Ветер задувает свечу и раздувает костер». Этим эпиграфом к роману чи тателю обещается, что на страницах кни ги подуют ветры истории. Тревожное предчувствие войны, едва уловимое в первых сельских главах, сменяется вспыхнувшим вдруг в полнеба багровым заревом', сначала на фоне, затем уже при близких отсветах которого действу ют и мгновенным мысленным взором окидывают свое прошлое герои; а зарево все ширится, все кровянеет, и вот уже в заключительных сценах сама война потоком народных страданий, героизма, страха, подлости и самоотверженности вливается в роман. В ходе народной вой ны лучше стал виден весь человек. Гроз но встряхнула война каждого, и одни обмякли, сломались, другие — еще тверже встали на ноги. В одних пробуди лись новые силы, они возмужали, стали чище в своей нравственной красоте — в душе других заколебался остатний желтый огонек, та самая «свеча», кото рая при других обстоятельствах, может, мерцала бы благополучно до конца дней. На суровом материале войны выраста ют гуманистические идеи Федина, вой на подводит итоговую черту прошлой жизни героев. Два с половиной года назад, когда ра бота над опубликованным сейчас первым томом «Костра» («Вторжение») была в самом разгаре, Константин Федин, вы ступая перед читателями в Саратове, го ворил, как ему видится построение его будущего произведения. Роман должен состоять из нескольких «больших ча стей, глав, каждая из них посвящена оп ределенному гнезду героев — есть часть извековская, есть часть цветухинская, есть часть, в которой выведена русская, советская деревня предвоенного време ни» и которую — добавим мы от себя— можно назвать веригинской, наконец, есть часть пастуховская... Так оно и по лучилось. Если говорить о внешней фабуле, то «гнезда героев» в опубликованном томе «Костра» объединены пока лишь немно гими сюжетными ниточками. Извеков нигде не сталкивается ни с Цветухиным, ни с Пастуховым, те, в свою очередь, не встречаются между собой. А народная артистка Анна Тихоновна Улина, кото рую для пущей представительности тор жества ждут на дне рождения маститого драматурга, оказывается, накануне не ожиданно вылетела в Брест, и когда один из гостей называет фамилию ее мужа («саратовский, муж-то ее. Извеков»), эта фамилия, сгладившаяся в памяти Пасту хова, ничего ему не говорит... Очевидно, впоследствии сюжетные ли нии романа, как это бывает у Федина,. интересно и неожиданно сойдутся, про являя уже накопленные в них возможно сти тесного переплетения событий и лиц. А пока, если читатель с неослабеваю щим интересом переносится от одних со бытий к другим, воспринимая как живое целое «куски» романа, сюжетно едва свя занные между собой, если ощущает в их чередовании логику и закономерность, то это потому, что все части романа, все «гнезда героев» объединены одной те мой, одним событием, неумолимо про катывающимся через жизнь разных лю дей — началом войны. С большим чуть ем мастера композиции К. Федин, то ме няя тональность, то создавая контрасты, подталкивает читательский интерес воз можностью сравнить, как воспринимают одно и то же событие различные люди.. «Веригинская» часть романа воспри нимается как широкая эпическая увер тюра к изображению других «гнезд ге роев». Напитанные картинами родной русской природы, звучащие сочным, живым народным говором, деревенские главы показывают будни простых лю дей колхозного села в самый канун вой ны. Эти главы принципиально важны в романе. Ведь в конечном счете главным большим мерилом полезности народу будет оцениваться весь сложный интел лектуальный и нравственный мир геро ев книги. Ибо, как говорит Матвей Вери гин, — «На деревне стоим. Надо — она дерется. Надо — замиряется... Да всег да пашет». От того, насколько Пастухо вы, извековы, цветухины, Рагозины вы веряют свой «компас» по этому главно му азимуту — ответственности и долга перед породившим их народом, зависиг их умение в каждый данный момент —и. особенно в тяжкую годину войны — найти свое место в жизни. Первым по роману вступают в войну Пастухов и его окружение. В нескольких картинах через восприятие сына— моло дого инженера — рисует Федин довоен ную жизнь драматурга Пастухова. Еще давным-давно Александр Владимирович стремился укрыться на искусственном «островке», куда не захлестывали бы волны бурного житейского моря, не втор гались незванно чужие беды, а уши ове вали лишь зефиры, ласкающие его тще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2