Сибирские огни, 1962, № 6
---------------------------------------------------------------- 7 > Юрий оклЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ФЕДИНА (О романе «Костер») Слово «гуманизм» мы редко упот ребляем в обиходе, разве что в статьях. Однако понятие это, кажущееся, может, ■слишком всеохватывающим, чтобы его часто называть, занимает одно из глав ных мест в мыслях современников. ■Спор «физиков» и «лириков», еще не так давно горячивший умы, — это не только спор о месте искусства в совре менной жизни, но и в какой-то степени ■спор о характере нашего гуманизма. Не которым людям, в особенности из числа молодежи, склад нашего времени, с его ускорившимся, как никогда, темпом со циальной жизни, неслыханным прогрес сом техники последних лет, кажется сугубо практическим, деловым, лишен ным сентиментальности. Между тем в практическом хозяйствовании и созида нии, которым занят наш народ, чувства не только не «упрощаются», а расцвета ют все силы души человеческой. Подобного рода примеров можно при водить много. Практицизм, делячество, в конечном ■счете «обесчеловечивание человека» на Западе достигли своего апогея. А суть ■всей новой партийной Программы, при нятой XXII съездом КПСС, заключает ся в крылатых словах: «Все во имя че ловека, для блага человека». Идеи гума низма вынесены нашим временем на самый передний край борьбы двух ми ров. Как-то Константин Федин в следую щих словах выразил свое неприятие ■одного популярного западного писателя: «Умный, талантливый, но делец, и герои у него дельцы... Понимаете, не в духе нашей литературы». Согретое теплым доброжелательным отношением к лю дям, проникнутое постоянным высоким ■сознанием миссии художника, судящее героев, как это делали многие писатели классической русской литературы, прежде всего по нравственной красоте или низости их деяний, — таково твор чество Федина. Он принадлежит к тем советским писателям старшего поколе ния, которые не только в форме своих произведений, но и в содержании их на следуют и развивают старые добрые традиции русской классики и прежде всего — бесценные нравственные богат ства, заключенные в этой литературе, от начала до конца проникнутой духом вы сокого гуманизма. Что же говорит своим новым произве дением уму и сердцу современника та лантливый мастер советской литерату ры? I «Костер», который должен завершить собой известную дилогию Федина, — это книга о первых днях войны, о лете 1941 года, о том, как встречает час ис пытаний по преимуществу старшее по коление нашей интеллигенции — писа тели, актеры, партработники, художни ки, врачи, люди еще дореволюционной выучки, но двадцать четыре года про жившие при Советской власти; о том, с каким идейным и нравственным багажом подошел каждый из них к грозной черте, в одно мгновение разделившей время на довоенное и военное. Разумеется, как в каждом полнокровном произведении, в «Костре» действуют всякие герои — и старые, и молодые, и интеллигенты, и иеинтеллигенты. Книга начинается как раз с двух больших глав, посвященных предвоенной смоленской деревне и вво дящих в трилогию новые лица — семью потомственных деревенских куз нецов Веригиных. Да и рядом с уже зна комыми читателю по «Первым радо стям» и «Необыкновенному лету» основ ными персонажами в романе, естествен но, появляются теперь люди нового поко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2