Сибирские огни, 1962, № 6
потока было произведено со льда. Эю было перекрытие — уникум, первое на Ангаре и первое в мире. Плотина возводится выштрабленным методом — грань- ее со стороны нижнего бьефа ступенчатая. Каждая ступень — выемка. Это- обещает громадную экономию бетона. Строители сортируют гравмассы летомл (что обычно) и зимой (чего никогда здесь не было). Дух новаторства прочно поселился и в бригаде Кулаченко. Здесь люди уме ют по-коммунистически понять и оценить общие интересы, — это и развивает е бригаде'рабочую смекалку. После второго перекрытия бригада откачивала воду из котлована и первой ступила на ангарское дно. Предстояло проложить от ком прессорной до котлована воздухопроводную магистраль протяженностью в три километра. Сроки строительства станции теперь во многом зависели от монтажни ков Кулаченко. Быстрее ляжет воздухопровод—бурильщики раньше начнут скаль ные работы, освободят дно от бухтящей (дрожащей) скалы, чтобы укрепить мону мент плотины на прочном, надежном основании. Быстрее — было нелегким делом. Компрессорная стояла на шишаке утеса, котлован — ниже на сто метров. Сваривать массивные трубы, сечением 30 сан тиметров, на орлиной высоте, спускаясь по отвесной замшелой щеке утеса ,— труд но, долго, а без особых устройств и практически немыслимо. — Что ж, хлопцы, давайте помаракуем, — призвал бригадир бригаду. — Проходчики не спускают с нас глаз. Не стоять же парням без дела. Думали, негромко спорили. Данила Ноть и Алексей Петрушин предложил» дерзкое решение — сваривать трубы наверху длинными плетями. — А как спускать в котлован? — Толкать плеть трактором. — А если загремит? — Будем подстраховывать — один трактор толкает, другой — удерживает. Так и порешили. Воздухопровод был смонтирован вдвое быстрее против установленных, сроков. Не только большие, но порой и малые события, вехи в трудовой жизни гидро узла, строители отмечают знаками почета и внимания... Безаварийно, самоот верженно работает двухконсольный кран. Миновали два года, и на его оголовке- зажглась электрическая звезда. Знайте, два года работы на коммунизм... С же лезного пятипролетного моста гидростроители начинают второе перекрытие строп- тивейшей из рек. На «линию огня» выходит армада самосвалов. Но только шесть водителей оставляют кабины, чтобы торжественно водрузить шесть алых знамен в< рабочих местах разгрузки скальных глыб. Это — право лучших. ...Русло перегорожено, сбрасываются последние «штуки» диабаза, на них. слова: «Рапортуем Пленуму ЦК: Ангара перекрыта». Написать эти слова — право лучших... Запуск первого агрегата. Слесарь Иван Тойминцев рисует на валу турбины нашу красную коммунистическую звезду. Ставит дату запуска. Он делает это на четвертой станции. Это — его награда... Трудом заслуживают здесь не только почет, но и право на ответственную ра боту, на испытание. Созданная в декабре 1955 года, бригада слесарей-монтажников завоевала! первенство в социалистическом соревновании и получила в награду право монти ровать железный мост со льда. В ледяном покрове прорезывались майны (окна). Через майны проходчики пробуривали в ангарском скальном дне скважины глубиною до 5 метров. В гнезда- колодцы ставили металлические опоры, каждая 120 сантиметров в диаметре, вя зали их поверх ригелями, укладывали арматуру. Медленно плавился под элек тродами металл: в падунской трубе свистели ветры, трещала сибирская стужа. Весной, когда растаяли шишаки тороса, а возле опор пробивалась вода, бригада наваривала на стояки стальные ледорезы: заготовки возили в санях, работая, при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2