Сибирские огни, 1962, № 6

потока было произведено со льда. Эю было перекрытие — уникум, первое на Ангаре и первое в мире. Плотина возводится выштрабленным методом — грань- ее со стороны нижнего бьефа ступенчатая. Каждая ступень — выемка. Это- обещает громадную экономию бетона. Строители сортируют гравмассы летомл (что обычно) и зимой (чего никогда здесь не было). Дух новаторства прочно поселился и в бригаде Кулаченко. Здесь люди уме­ ют по-коммунистически понять и оценить общие интересы, — это и развивает е бригаде'рабочую смекалку. После второго перекрытия бригада откачивала воду из котлована и первой ступила на ангарское дно. Предстояло проложить от ком­ прессорной до котлована воздухопроводную магистраль протяженностью в три километра. Сроки строительства станции теперь во многом зависели от монтажни­ ков Кулаченко. Быстрее ляжет воздухопровод—бурильщики раньше начнут скаль­ ные работы, освободят дно от бухтящей (дрожащей) скалы, чтобы укрепить мону­ мент плотины на прочном, надежном основании. Быстрее — было нелегким делом. Компрессорная стояла на шишаке утеса, котлован — ниже на сто метров. Сваривать массивные трубы, сечением 30 сан тиметров, на орлиной высоте, спускаясь по отвесной замшелой щеке утеса ,— труд но, долго, а без особых устройств и практически немыслимо. — Что ж, хлопцы, давайте помаракуем, — призвал бригадир бригаду. — Проходчики не спускают с нас глаз. Не стоять же парням без дела. Думали, негромко спорили. Данила Ноть и Алексей Петрушин предложил» дерзкое решение — сваривать трубы наверху длинными плетями. — А как спускать в котлован? — Толкать плеть трактором. — А если загремит? — Будем подстраховывать — один трактор толкает, другой — удерживает. Так и порешили. Воздухопровод был смонтирован вдвое быстрее против установленных, сроков. Не только большие, но порой и малые события, вехи в трудовой жизни гидро­ узла, строители отмечают знаками почета и внимания... Безаварийно, самоот­ верженно работает двухконсольный кран. Миновали два года, и на его оголовке- зажглась электрическая звезда. Знайте, два года работы на коммунизм... С же­ лезного пятипролетного моста гидростроители начинают второе перекрытие строп- тивейшей из рек. На «линию огня» выходит армада самосвалов. Но только шесть водителей оставляют кабины, чтобы торжественно водрузить шесть алых знамен в< рабочих местах разгрузки скальных глыб. Это — право лучших. ...Русло перегорожено, сбрасываются последние «штуки» диабаза, на них. слова: «Рапортуем Пленуму ЦК: Ангара перекрыта». Написать эти слова — право лучших... Запуск первого агрегата. Слесарь Иван Тойминцев рисует на валу турбины нашу красную коммунистическую звезду. Ставит дату запуска. Он делает это на четвертой станции. Это — его награда... Трудом заслуживают здесь не только почет, но и право на ответственную ра­ боту, на испытание. Созданная в декабре 1955 года, бригада слесарей-монтажников завоевала! первенство в социалистическом соревновании и получила в награду право монти­ ровать железный мост со льда. В ледяном покрове прорезывались майны (окна). Через майны проходчики пробуривали в ангарском скальном дне скважины глубиною до 5 метров. В гнезда- колодцы ставили металлические опоры, каждая 120 сантиметров в диаметре, вя­ зали их поверх ригелями, укладывали арматуру. Медленно плавился под элек­ тродами металл: в падунской трубе свистели ветры, трещала сибирская стужа. Весной, когда растаяли шишаки тороса, а возле опор пробивалась вода, бригада наваривала на стояки стальные ледорезы: заготовки возили в санях, работая, при­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2