Сибирские огни, 1962, № 6

Разошлись. Останавливает меня один рабочий. «А что, Палыч, не посадить ли этого кавалериста на электрокару? А еще лучше — вместе с приятелем. Два пар­ ня — две смены». Посадили. И что ж — пошло. Сидит себе чернявый хлопец на электротележке, в длинной плисовой рубахе, бодрый, веселый. «Геть, геть» ...— только чуб по ветру... Работа по душе. Натакать члена бригады на увлекательную профессию — чуть ли не первое, что занимает бригадира. Пробуй, дерзай. И пробуют. Слесарь становится монтажником, арматурщиком, бульдозе­ рист — экскаваторщиком. Нет человека, который не владел бы двумя-тремя про­ фессиями. Любопытна эта особенность — людей в коллективе 75, а специали­ стов—почти 200. Бригада берет не числом, а умением. Изменился характер работ, возрос их объем, и это, естественно, может вызвать пополнение бригады. Попол­ нение — дело механическое, кулаченковцы идут по другому пути — постигают смежные профессии, вводят в дело новую технику, реконструируют старую. И. что примечательно, учит людей не только бригадир. Горельченко, Олейников, Та­ расов, Счастливцев, Медин, Петрушин — в бригаде немало настоящих специали- стов-наставников, любовно пестующих рабочую поросль. Так, Тарасов, электро­ сварщик-виртуоз, ходит в учениках у бригадира, осваивая холодную сварку чугу­ на, и тут же сам твердо ставит на ноги новичков-сварщиков, прошедших курс «голубого огня» в учебном комбинате. Более 60 человек — ученики Тарасова. Выходим из цеха. Дождь. По вязкой глине пробегает небольшой трактор — самоходное шасси. На какое-то мгновенье вижу — бригадир провожает его теп леющим взглядом. — Архипов, — говорит он после паузы. — Ребята зовут — Гагариным. На­ дежда и выручка бригады. — Что ж он возит? — Что придется. Чащ е — заготовку, иногда — инструмент. — Служил в армии? — Э, таких в бригаде много. Кроме Архипова, побольше двадцати. В коллективе довольно значительно представлена «сильная» половина рода человеческого — хлопцы. С девчатами похуже. Семьдесят четыре—и одна. Од на — это Нина Десяткина, хороший электросварщик, «почти» студентка Иркут ского политехнического института — усиленно готовится к поступлению. Учиться, расти — в традиции бригад коммунистического труда. В истекшем году четверо учились заочно в высших и средних учебных заведениях, 12—в ве­ черней общеобразовательной школе, 35 — на различных курсах. По хлюпающей жиже перебредаем дорогу. Земля здесь рыжа, в ненастье неправдоподобно фиолетова, как на вычурном холсте художника. На этот раз пло щадка ОРУ открывается мне не с насыпи, а с противоположной стороны, и так как очертания узорчатых вышек несколько иные, иные краски земли, ближе грузные лапы сосен, кажется, я попал в новое, но столь же волшебное царство. Дождь льет на совесть. А люди в набрякших от воды парусиновых робах, по одному, группами, упрямо делают свое дело — на земле, над белокаменными ростверками, в ходах кирпичных фундаментов сооружений. Пройдя верхом кирпичной кладки, направляемся к кабельной галерее. — Хорошее мероприятие провернули ребята, — говорит Кулаченко, огляды­ ваясь на кладку. — На галерее работам мешала вода. Замерзала. Откачка стано­ вилась невозможной. Установили бак с подогревом воды—и теперь качай хоть, круглые сутки. — Павлыч пришел, — говорит кто-то из р а б о ^ х . По реакции на эти слова, по тону, которым они сказаны, можно понять, что- здесь приходу бригадира рады. Он подсаживается то к одному, то к другому, к мне тотчас же приходит на память рассказ о простодушном мальчишке-сварщике, который, не веря тому, что наконец-то «вышло», и тронутый вниманием бригади­ ра , просил его самым серьезным тоном:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2