Сибирские огни, 1962, № 6
мы стали сбивать лес. Лес, который ионабился в пролеты у самого шандора, вы таскивали сначала портальным краном. Но от этой затеи вскоре отказались, реше но было, хотя бы перед пролетами, очистить реку с помощью катеров». В письме нет слов о трудностях. Не сказано, что, уходя с кладью досок в глубь моря, бетонщики становились канатоходцами, балансируя на осклизлых вертящихся бревнах, что бормочущая вода наращивала грозный залом... Бетонщики и сплавщики открыли воде полый ход к донным амбразурам. 17 сентября было закупорено предпоследнее отверстие, 29 сентября — послед нее. Опускаясь, вибрируя, 200-тонные щиты-затворы гудели мощным гудом, отби рая у реки за одно «приседание» всего лишь пять сантиметров. Последнее движе ние — Ангара покорена, плотина держит на груди целое море... В царстве техники я нередко испытываю чувство смущения и даже расте рянности. После планерки у А. Гиндина меня постоянно занимает судьба второ го агрегата. Шар? Рабочее колесо? Пытаюсь понять, почему колесо носит имен- не такое (превосходное, к слову сказать) название, где и как оно работает. К тер мину «турбина» технический справочник сообщает такие сведения: «французское: зихрь, волчок, веретено». И дальше: «лопаточный (лопастной) двигатель, преоб разующий энергию пара, газа или воды, протекающих через направляющий (со- пловый) аппарат и рабочие лопатки ротора (лопасти рабочего колеса) в меха ническую энергию». И я отправляюсь на поиски незнакомца, «делающего электричество». Здание ГЭС. В длиннейшем машинном зале, отгороженном от нижнего бьефа железобетонными ижицами, будет смонтировано 20 агрегатов мощностью в 225 тысяч киловатт каждый. Останавливаюсь у металлических перилец над монтаж ной площадкой. Внизу — полая чаша в бетоне, своего рода круглый бассейн. Это — кратер. В кратер будет вмонтирован агрегат. На небольшом удалении вторая чаша, но уже не полая — в ней гигантская светлая улитка. Улитка лежит кольцом под сте нами кратера. Это — спиральная камера, продолжение водовода. Водовод — опутанная арматурой труба, нависающая над кратером. Ее поперечник — 7 мет ров. Через зев водовода мог бы свободно пройти поезд. Нижним концом он при соединяется к спиральной камере. Вода, пробежав водовод, ввинчивается в спи ральную камеру, которая, подобно улитке, сужается в своей хвостовой части и бьет в лопасти рабочего колеса. — А улитка не лопнет? — слышу за спиной. Оборачиваюсь. Мальчишка лет двенадцати вопросительно смотрит на сво его старшего собеседника. — Исключается, — отвечает тот. — Начисто исключается. — Но ты же сказал , в мировой практике было... — В мировой — да. У нас — невозможно. Уразумей одно, малыш... Малыш должен уразуметь, что спиральные камеры сделаны не где-нибудь, а в Ленинграде, у них «адский» запас прочности, и, наконец, ставят их не с ма ху, не тяп-ляп, а сначала старательно испытывают. На Красноярской ГЭС турби ны будут помощнее этих р аза в два с лишком. Чтобы выбрать для них достойную улитку, решено поставить под испытание одну из действующих турбин Братской станции. — Опыт, Сергейка!.. Спрашиваю старшего: — Значит, турбина будет работать и испытываться? — Точно. Тут все так. Строители работают и учатся. Станция будет рабо та т ь и строиться. Складывается трио — два- любопытствующих и авторитет. Сергейка зовет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2