Сибирские огни, 1962, № 6

мы стали сбивать лес. Лес, который ионабился в пролеты у самого шандора, вы­ таскивали сначала портальным краном. Но от этой затеи вскоре отказались, реше­ но было, хотя бы перед пролетами, очистить реку с помощью катеров». В письме нет слов о трудностях. Не сказано, что, уходя с кладью досок в глубь моря, бетонщики становились канатоходцами, балансируя на осклизлых вертящихся бревнах, что бормочущая вода наращивала грозный залом... Бетонщики и сплавщики открыли воде полый ход к донным амбразурам. 17 сентября было закупорено предпоследнее отверстие, 29 сентября — послед­ нее. Опускаясь, вибрируя, 200-тонные щиты-затворы гудели мощным гудом, отби­ рая у реки за одно «приседание» всего лишь пять сантиметров. Последнее движе­ ние — Ангара покорена, плотина держит на груди целое море... В царстве техники я нередко испытываю чувство смущения и даже расте­ рянности. После планерки у А. Гиндина меня постоянно занимает судьба второ­ го агрегата. Шар? Рабочее колесо? Пытаюсь понять, почему колесо носит имен- не такое (превосходное, к слову сказать) название, где и как оно работает. К тер­ мину «турбина» технический справочник сообщает такие сведения: «французское: зихрь, волчок, веретено». И дальше: «лопаточный (лопастной) двигатель, преоб­ разующий энергию пара, газа или воды, протекающих через направляющий (со- пловый) аппарат и рабочие лопатки ротора (лопасти рабочего колеса) в меха­ ническую энергию». И я отправляюсь на поиски незнакомца, «делающего электричество». Здание ГЭС. В длиннейшем машинном зале, отгороженном от нижнего бьефа железобетонными ижицами, будет смонтировано 20 агрегатов мощностью в 225 тысяч киловатт каждый. Останавливаюсь у металлических перилец над монтаж­ ной площадкой. Внизу — полая чаша в бетоне, своего рода круглый бассейн. Это — кратер. В кратер будет вмонтирован агрегат. На небольшом удалении вторая чаша, но уже не полая — в ней гигантская светлая улитка. Улитка лежит кольцом под сте­ нами кратера. Это — спиральная камера, продолжение водовода. Водовод — опутанная арматурой труба, нависающая над кратером. Ее поперечник — 7 мет­ ров. Через зев водовода мог бы свободно пройти поезд. Нижним концом он при­ соединяется к спиральной камере. Вода, пробежав водовод, ввинчивается в спи­ ральную камеру, которая, подобно улитке, сужается в своей хвостовой части и бьет в лопасти рабочего колеса. — А улитка не лопнет? — слышу за спиной. Оборачиваюсь. Мальчишка лет двенадцати вопросительно смотрит на сво­ его старшего собеседника. — Исключается, — отвечает тот. — Начисто исключается. — Но ты же сказал , в мировой практике было... — В мировой — да. У нас — невозможно. Уразумей одно, малыш... Малыш должен уразуметь, что спиральные камеры сделаны не где-нибудь, а в Ленинграде, у них «адский» запас прочности, и, наконец, ставят их не с ма­ ху, не тяп-ляп, а сначала старательно испытывают. На Красноярской ГЭС турби­ ны будут помощнее этих р аза в два с лишком. Чтобы выбрать для них достойную улитку, решено поставить под испытание одну из действующих турбин Братской станции. — Опыт, Сергейка!.. Спрашиваю старшего: — Значит, турбина будет работать и испытываться? — Точно. Тут все так. Строители работают и учатся. Станция будет рабо­ та т ь и строиться. Складывается трио — два- любопытствующих и авторитет. Сергейка зовет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2