Сибирские огни, 1962, № 6
ками, сплачивают лес у донных отверстий, в теснину которых грозно скатывается Ангара, стропят тросы, чтобы кран волок на плотину пучки бревен. Дельные, «рисковые», мужественные парни. Мне очень хочется увидеть бравых бетонщиков в их новом деле, потолковать с хлопцами. Поднимаюсь по железному колодцу. Неудача — пошабашили, укати ли отдыхать. Устало бреду по-над берегом, цепляясь взглядом за всякую всячи ну. Верхний бьеф, заломы леса. Через километр-полтора спускаюсь ближе к воде. На меня плывет пестрядь огней — три белых в середине, зеленый — слева, красный — справа. Долго не различаю, кто тащит эти огни, но вот вырисовы ваются контуры пароходика, и я вижу, как он вскидывает носом серую воду, а когда минует меня, за ним, с буруна на бурун, перекатываются слюдяные лепеш- ки-блики, отражаемые скудным светом кормовых огней. Что это? Может, экспедиционное судно? Недавно здесь создана метеорологи ческая обсерватория. Она следит за морем, исследует берега, изучает водный ба ланс, предсказывает погоду. У нее 12 водомерных постов и два экспедиционных судна. Возможно, одно из них и плутает сейчас по ночной воде. У самой плотины?1 Вряд ли. Скорей — это работяга из флотилии Дмитрия Дударева, начальника рей да комбината «Братсклес» , — катер, растаскивающий залом. Геройская это посудина — катер. Сегодня над затонувшей зубчаткой Падуна прошел первый пассажирский па роход. Это — «Фридрих Энгельс». Прошел и пристал к пристани-времянке — дощатый щит с надписью: «Братск». Понтонная баржа, плавучие краны. Все это возникло над Зеленым городком. Над тем Зеленым городком, который был пер вой гаванью «ледового отряда коммунистов», прибывших сюда поднимать плоти ну. Первый пароход над порогами — это чудесная премьера. Но есть и еще од на — вот этот катер , что неутомимо снует по реке, таскает свои огни и грузы и,, кажется, немножко кокетничает. Ведь первым над порогами прошел именно он, без торжеств, без помпы, просто так, захлопотался, проскочил— и был таков... VIII Сплавщики рейда, с их малогабаритной флотилией, строители дивного ОРУ, гидромонтажники, устанавливающие электрические машины, племя энтузиастов; бетона — все это встало на передний край строительства. Каждый коллектив — удивительный мир, в каждом хочется побывать. Не успел побывать у храброй гвардии бетонщиков-верхолазов. Позже Ген надий Плюснин, скромнейший парняга, сообщил в письме ко мне много интерес ного. Вот несколько выдержек из этого письма: а. Откуда приехал Плюснин на строительство? «Здесь можно встретить хлопцев, служивших во флоте и в армии. Это люди, сменившие боевое оружие на мирную профессию строителей. Я приехал сюда по комсомольской путевке с Ти хоокеанского флота... Нас приехало много». б. Кто его друзья? «Те, кто работает здесь, в котловане, отличные ребя та... Наших ребят агитировать не приходится. Надо сделать, идут и делают. И— на совесть». в. Как выглядел верхний бьеф с началом затопления? «Вода стала прибы вать очень быстро, к плотине понесло лес, мусор... Набило всего этого так мно го, что у плотины можно было ходить, не замочив ноги... Но дальше в море — слой все тоньше и тоньше» (под напорной гранью плотины спрессованный лес ле жал слоем до шести метров. Бревна продолжали подныривать, наращивая толщу древесины). «Чтобы закрыть два последних пролета, надо было сбить лес в пло ты» (очистить верхний бьеф перед отверстиями). г. Как начинали бетонщики-верхолазы сражение с «лесным войском»? «Пер выми на лес спустились четыре человека: Сергей Мелкоступов, Дима Дектиев- ский, бригадир нашей бригады Николай Золоторенко и я. Нам, с помощью крана, были поданы доски, гвозди, скобы. Доски — для устройства проходов, а скобами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2