Сибирские огни, 1962, № 6

ками, сплачивают лес у донных отверстий, в теснину которых грозно скатывается Ангара, стропят тросы, чтобы кран волок на плотину пучки бревен. Дельные, «рисковые», мужественные парни. Мне очень хочется увидеть бравых бетонщиков в их новом деле, потолковать с хлопцами. Поднимаюсь по железному колодцу. Неудача — пошабашили, укати­ ли отдыхать. Устало бреду по-над берегом, цепляясь взглядом за всякую всячи­ ну. Верхний бьеф, заломы леса. Через километр-полтора спускаюсь ближе к воде. На меня плывет пестрядь огней — три белых в середине, зеленый — слева, красный — справа. Долго не различаю, кто тащит эти огни, но вот вырисовы­ ваются контуры пароходика, и я вижу, как он вскидывает носом серую воду, а когда минует меня, за ним, с буруна на бурун, перекатываются слюдяные лепеш- ки-блики, отражаемые скудным светом кормовых огней. Что это? Может, экспедиционное судно? Недавно здесь создана метеорологи­ ческая обсерватория. Она следит за морем, исследует берега, изучает водный ба­ ланс, предсказывает погоду. У нее 12 водомерных постов и два экспедиционных судна. Возможно, одно из них и плутает сейчас по ночной воде. У самой плотины?1 Вряд ли. Скорей — это работяга из флотилии Дмитрия Дударева, начальника рей­ да комбината «Братсклес» , — катер, растаскивающий залом. Геройская это посудина — катер. Сегодня над затонувшей зубчаткой Падуна прошел первый пассажирский па­ роход. Это — «Фридрих Энгельс». Прошел и пристал к пристани-времянке — дощатый щит с надписью: «Братск». Понтонная баржа, плавучие краны. Все это возникло над Зеленым городком. Над тем Зеленым городком, который был пер­ вой гаванью «ледового отряда коммунистов», прибывших сюда поднимать плоти­ ну. Первый пароход над порогами — это чудесная премьера. Но есть и еще од­ на — вот этот катер , что неутомимо снует по реке, таскает свои огни и грузы и,, кажется, немножко кокетничает. Ведь первым над порогами прошел именно он, без торжеств, без помпы, просто так, захлопотался, проскочил— и был таков... VIII Сплавщики рейда, с их малогабаритной флотилией, строители дивного ОРУ, гидромонтажники, устанавливающие электрические машины, племя энтузиастов; бетона — все это встало на передний край строительства. Каждый коллектив — удивительный мир, в каждом хочется побывать. Не успел побывать у храброй гвардии бетонщиков-верхолазов. Позже Ген­ надий Плюснин, скромнейший парняга, сообщил в письме ко мне много интерес­ ного. Вот несколько выдержек из этого письма: а. Откуда приехал Плюснин на строительство? «Здесь можно встретить хлопцев, служивших во флоте и в армии. Это люди, сменившие боевое оружие на мирную профессию строителей. Я приехал сюда по комсомольской путевке с Ти­ хоокеанского флота... Нас приехало много». б. Кто его друзья? «Те, кто работает здесь, в котловане, отличные ребя­ та... Наших ребят агитировать не приходится. Надо сделать, идут и делают. И— на совесть». в. Как выглядел верхний бьеф с началом затопления? «Вода стала прибы­ вать очень быстро, к плотине понесло лес, мусор... Набило всего этого так мно­ го, что у плотины можно было ходить, не замочив ноги... Но дальше в море — слой все тоньше и тоньше» (под напорной гранью плотины спрессованный лес ле­ жал слоем до шести метров. Бревна продолжали подныривать, наращивая толщу древесины). «Чтобы закрыть два последних пролета, надо было сбить лес в пло­ ты» (очистить верхний бьеф перед отверстиями). г. Как начинали бетонщики-верхолазы сражение с «лесным войском»? «Пер­ выми на лес спустились четыре человека: Сергей Мелкоступов, Дима Дектиев- ский, бригадир нашей бригады Николай Золоторенко и я. Нам, с помощью крана, были поданы доски, гвозди, скобы. Доски — для устройства проходов, а скобами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2