Сибирские огни, 1962, № 6

чении? Да, вспомнил: «Только человек может совершить невозможное. •Могут те, которые думают, что могут». Десятки раз встречал я изображение этой уникум-панорамы в журналах и газетах. Две лысые «археологические» горы — каменные ворота над прорвой. Меж камнями-великанами—вбитый человеком щит, подпор, плотина, третий— искусственный — камень. Вот эти орлинокрылые двухконсольные краны и точ­ но такой же, игрушечный, поезд, что волочит сейчас по чреву моста длиннейший свиток дыма. И все-таки этого я не видел. ...Дальше. На железных ножках железный щиток: «Граница опасной зоны. На врезке с 17 до 18 часов производятся взрывные работы. Проход и проезд разре­ шается после сигнала «отбой». На часах одиннадцать с минутами. Неопасно. Но что тут взрывают? Диабазовый целик, чтобы иметь камень? Тогда где же целик? Кряж-пояс, загораживающий часть горизонта, изрядно лохмат. Что это — на­ сыпь из скальных глыб или сама скала, разрушаемая взрывами и потом ставшая «каменоломней». Конечно — второе. Начинаю жалеть , что отправился на плотину один. Неотвязные «почему» буквально не дают прохода. Справа и несколько ниже меня — стайка девушек. Многоцветье из шаровар, курток, косынок. Девушки, дружно, чуть различимо поют «Челиту» и, позвякивая лопатами, счищают глину и мусор с каменной террасы. «Прихорашивают» мор­ ское дно? Но разве на такую высоту поднимется ангарская вода? Тропку пересекает глинистая дорога, рубчато «исшаганная» трактором. По дороге идет человек. Твердо, свободно — тут он, видимо, хозяин. Показываю вверх на каменный пояс-громаду: — Скажите, эту породу, очевидно, будут убирать? — Нет. Это насыпь. Ее будут наращивать, — отвечает «хозяин» без улыб­ ки. Оказывается, камень возят не отсюда, как я думал, а сюда. Не разрушают кряж взрывами, а укрепляют, наращивают. Позже, перевалив через посрамившие меня скалы и оказавшись на железно­ дорожном полотне, я пытался спрашивать несколько по-другому, и на этом сто­ ит остановиться. Днем раньше я встречался с Николаем Павловичем Левентуевым, заме­ стителем редактора местной газеты гидростроителей—у нее поэтическое название «Огни Ангары». Николай Павлович говорил о стройке интересно и много. Но в его рассказе прозвучала и тревога. Она была связана с ОРУ. ОРУ, или открытое распределительное устройство, — это приспособления, аппараты, приборы. Их назначение принимать и распределять электрическую энергию станции. В тот день редакция готовила к опубликованию решение парткома БратскгэсстрОя о выполнении пускового графика по ОРУ. Партком отмечал, что строительство и монтаж распределительного устройства отстают от заданных сроков более чем на месяц. Это грозило задержать выдачу мощностей в сеть — замок на станции!: IV То, что я вижу с железнодорожной насыпи, — очень красиво. Под бегущим, в облаках, небом, на рыжей земле ■— серебряно-серые шатры ажурных арок, ажур­ ные ворота на белом цоколе, пики молниеотводов. Конечно ж е— это ОРУ. Но где люди, где аврал? В постановлении парткома расписаны жесткие сроки форсиро­ вания работ на этой площадке. Я готов увидеть картину субботника тридцатых годов: людей больше, чем лопат. Здесь же — ни лопат, ни людских толп. Лишь несколько электросварщиков колдуют над арматурой, будто выдувают своими электродами голубые шары, да башенный кран лениво тащит на здание несораз: мерно крупный блок. Со стороны ОРУ на насыпь поднимается человек. Не могу удержаться, что­ бы не заговорить с ним, не предъявить своих пылких «почему». Выясняется ■— это инженер, на строительстве не новичок, да и гремящий Падун далеко не пер^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2