Сибирские огни, 1962, № 5
друге» и в других, но главное — «Чу котская весна» — свидетельствует о приходе интересного поэта со своей те мой, со своим героем, упорно и мужест венно идущим навстречу ветру. Н. Я н о в с к и й Л. Н. СЕЙФУЛЛИНА Б ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ 1 /а зал о сь бы, человек ушел из жиз- ни совсем недавно, буквально вчера, а смотришь — прошло уже целое десятилетие, бурное, насыщенное непов торимыми событиями, новыми впечатле ниями и... новыми потерями. «Как мимо летны дни ,— с грустью думаешь каждый раз,— и как мало мы оставляем людям из своего даже очень скромного опыта!» Вероятно, этим и диктуется необходи мость воспоминаний. Они закрепляют в нашей памяти быстротекущее время, пе редают опыт поколений, рисуют образы чем-либо примечательных людей... Да и мало ли какие человеческие ценности та ятся в воспоминаниях, в обыкновенных записях людей бывалых, наблюдатель ных, умудренных жизнью! Вот почему с таким интересом откры ваешь книгу «Сейфуллина в воспомина ниях современников», по своему типу по ка еще редкую в нашей издательской практике. Она создана трудом и энерги ей сестры писательницы 3. Н. Сейфул- линой в содружестве с А. Л. Коптело- вым и за короткое время выдержала по существу два издания — первое в Ново сибирске, второе, значительно пополнен ное — в Москве'. В этих книгах Лидия Николаевна Сей фуллина впервые для широкого круга читателей предстала не только как писа тель, но и как человек, как «человек кристальной чистоты и прямоты», по точному определению А. М. Горького. Характер отношений к ней пишущих хорошо и верно определен в самих наз ваниях воспоминаний: «Душевный та лант», «Неугомонное сердце», «Зрячая любовь», «О землячке, которую мы все любили»... И кто бы ни писал о ней, пер вые слова — слова любви и уважения к этой замечательной советской женщине, так неповторимо, глубоко и живо запе чатлевшей в своем творчестве первые го ды советской власти. А старейший писа- ‘ Сейфуллина в воспоминаниях современников. М.. «Советский писатель», 1961, 268 стр. тель Сибири Кондратий Урманов, выра жая дух и пафос этих книг, написал; «Светлую память о себе оставила эта ма ленькая женщина с большим сердцем, мужественным характером и горячей любовью ко всему новому, молодому...» Сборники воспоминаний о Л. Сейфул- линой ценны тем, что в них впервые сообщаются многочисленные ранее не известные факты биографии писательни цы, уточняются известные, рисуется жи вой ее облик, своеобразные черты ее ха рактера. В этом отношении ценнейшими являются ярко написанные воспомина ния Зои Николаевны Сейфуллиной. В них рассказывается о детских годах Л. Сейфуллиной, об условиях, в которых формировался ее характер, складыва лось ее мировоззрение. В них приведены документы, свидетельствующие о сер дечных взаимоотношениях писательницы с собратьями по профессии — с А. Фа деевым, Ф. Гладковым, А. Афиногено вым и многими другими, опубликованы выдержки из писем Л. Сейфуллиной военной поры, дающие непосредственное представление и о самой писательнице и о тогдашнем быте литераторов Москвы. Еще никто до сих пор не касался такой темы, как работа Сейфуллиной с моло дыми писателями. Из рассказов 3. Сей фуллиной о своей сестре, из воспомина ний О. Марковой, А. Герман, С. Сарта- кова мы узнаем о том, как внимательна была Л. Сейфуллина к начинающим, как требовательно относилась к их первым произведениям, как много сил она отда ла важнейшему делу воспитания писа тельской смены. Г. Пушкарев и К. Урманов, воссозда вая обаятельный образ писателя-друга, одновременно рисуют ту обстановку, в которой начиналось в Сибири новое ли тературное движение советского периода и создавался журнал «Сибирские огни». Для тех, кому дорога Сибирь и все, что в ней происходило, это — драгоценней шие страницы ее литературной истории, А. Шмаков в статье «Художник и жизнь» первым рассказал о начальном творческом пути Л. Сейфуллиной. Хотя сама Лидия Николаевна считала, что она родилась как писатель в Сибири, в част ности, в «Сибирских огнях», фактически еще в Челябинске 1919 года она высту пала и со статьями, и с очерками, и даже с пьесой «Егоркина жизнь», о содержа нии которой до статьи А. Шмакова тоже ничего не было известно. Эта работа чрезвычайно интересна и важна еще и тем, что раскрывает творческую историю самого популярного и значительного рас сказа Л. Сейфуллиной «Правонарушите ли». А. Шмаков разыскал прототипов этого рассказа из Тургоякской колонии, беседовал с ними, переписывался, затем записал и опубликовал их рассказы и письма-воспоминания о Л. Сейфуллиной, о колонии. Теперь статья А. Шмакова наравне с воспоминаниями сестры писа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2