Сибирские огни, 1962, № 5

свою положительную роль «маленькая учительница» Оля, вышедшая за него замуж. Возвратившись из японского пле­ на, Борейко, вместе с Блохиным и Олей, выполняет важное задание большевиков. Он стал более собранным, более преду­ смотрительным. Его теперь не привлека­ ют те бесшабашные выходки, которые он нередко совершал в Порт-Артуре. Демобилизовавшись из армии, стал работать инженером на заводе бывший прапорщик Звонарев, скромный до зас­ тенчивости, с развитым чувством чело­ веческого достоинства и социальной справедливости. Он сочувствует рабо­ чим, стремится облегчить их положе­ ние, но он сторонится политики, считает, что самодержавие в ближайшие годы свергнуть невозможно и потому, мол, нужно вести только экономическую борь­ бу. В своих поступках он руководствует­ ся принципами абстрактного гуманизма. Однако жизнь неумолимо учит его, за­ ставляет на многое смотреть иначе. Путь Звонарева в революцию — это путь Те­ легина из «Хождений по мукам» А. Тол­ стого. Интересно и живописно развивается в романе образ Вари. После войны Варя учится на врача, проходит медицинскую практику в рабочих районах Петербурга. Перед нею встают жуткие картины во­ пиющей нищеты и темноты народных масс, она острее чувствует всю гниль са­ модержавного строя. У нее, дочери ге­ нерала, политические взгляды оказыва­ ются более радикальными, нежели у ее мужа— инженера Звонарева. Варя со своим независимым характером и демо­ кратическими убеждениями остро стал­ кивается с охранителями царских усто­ ев. Сначала она еще «доподлинно не знает», «что такое меньшевики и больше­ вики», а затем встречается с большеви- ками-ленинцами в Сибири, куда ее ссы­ лают, и чем может, помогает им. В кон­ це книги Варя приезжает в Керченскую крепость по заданию подпольной боль­ шевистской организации. Положительные герои занимают цент­ ральное место в романе. Они выписаны с трепетным волнением и искренней лю­ бовью, с теплым, подчас добродушно­ лукавым юмором. Динамичность — от­ личительная манера повествования А. Степанова. Его герои характеризуются, как правило, в действии, в поступках, через ярко индивидуализированный язык. О психологическом состоянии дей­ ствующих лиц читатель судит обычно по их жестам, движениям, интонациям в речи. В романе нет лирических отступ­ лений, чрезвычайно редки прямые автор­ ские характеристики персонажей и собы­ тий, но в каждой, даже самой малень­ кой оценке, а подчас и в отдельных фразах сразу чувствуются симпатии и антипатии писателя. Сейчас А. Н. Степанов пишет вто­ рую книгу «Семьи Звонаревых». В ней он покажет тяжелые годы Первой импе­ риалистической войны, полный крах царского самодержавия, героическую борьбу молодой советской республики с внутренними и внешними врагами. В этих грозных и величественных событи­ ях всемирно-исторического значения не­ посредственное участие примут и полю­ бившиеся всем нам герои. Т. А б р а м о в „РАЗГОВОР ПО ДУШАЛ \“ Т а к назвал сборник своих стихо- 1 творений Баал Хабырыыс'. Ис­ кренностью и радушием веет от этой книжки. Поэт подает читателю друже­ скую руку и запросто вводит его в живой и красочный мир поэтических картин сво­ ей родной Якутии. Величавая красота тайги, «в шелки и бархат зелено одетой», «подснежника платочек белый», зимний воздух, «хмельней кумыса», полноводная краса­ вица Лена, «что зимой в дохе песцовой, летом рядится в атлас» — все это с дет­ ства милое и дорогое стало источником вдохновения поэта. И как бы иной чита­ тель ни старался найти в стихотворениях Хабырыыса канонические образы «ледя­ ного края» — ничего, что напоминало бы традиционную тематику дальнего Се­ вера, в этом сборнике нет. Наоборот, то и дело поэт возвращается в своих стихах к излюбленному мотиву о неразрывной связи его творчества с радостным про­ никновением в «музыку цветов» на сол­ нечном лугу, в «мудрый шум» тайги, звучащий «как былина славная народа». Но как бы ни очаровывали воображе­ ние поэта чудеса природы, он сознает, что чудеса, творимые руками советских, людей, еще больше украшают землю, наполняют ее могучим биением жизни. Нет, тайга, красивее тебя, Но еще прекраснее ты будешь В наШи дни, когда мотор, трубя, От извечных снов тебя разбудит. (Перевод В. Казанского). Есть в сборнике еще несколько сти- хотворенией, в которых Баал Хабырыыс размышляет о призвании поэта. В не­ большом стихотворении, написанном еще в годы Отечественной войны, поэт гово­ рит о трех святых песнях, которые он поет: родному народу, отчизне-матери, 1 Баал Хабырыыс. Разговор по душам. Стихи- М., «Сов. писатель>. 1961

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2