Сибирские огни, 1962, № 5
В критической статье Нат. Соколовой «Современность — вот главное!» («Зна мя») я нашел прямое суждение автора о совмещении жанров очерка и литератур ной критики. Завязкой разговора слу жит разбор достоинств и недостатков ро мана Ф. Таурина «Ангара». Рассказы вая биографию этого сибирского писате ля, прошедшего большую школу жизни (он был инженером, директором пред приятия, партийным работником, а на стройке Иркутской ГЭС работал журна листом, как говорится «от первого ков ша экскаватора — до банкета по случаю пуска станции»), Нат. Соколова сочув ственно отзывается о статье-очерке Га лины Колесниковой «Летописцы новой Сибири». «Хочется отметить, как важ ны и полезны с т а т ь и т а к о г о т и па , к а к э т а , г д е о ч е р к с о ч е т а е т с я с л и т е р а т у р н о й к р и т и к о й , впечатления от поездки по краю соседствуют с анализом творчества тех писателей, которые живут и работа ют в этих местах. Подобные работы, на ходящиеся на стыке между двумя жан рами, дают живое ощущение литератур ного процесса в его связях с жизнью, с современностью». Нат. Соколова дает в своей статье раз бор не одного романа Ф. Таурина, но, попутно, — доброго десятка произведе ний других сибирских авторов. И мало того, статья пестрит «отступлениями», предваряемыми такой, например, фра зой: «Какой же он, наш удивительный современник, строитель коммунистиче ского общества? Я позволю себе на вре мя отвлечься от литературы и обратить ся к жизни», — за этими словами сле дует рассказ (очерк) о людях, встречен ных критиком в депо Москва-Сортиро- вочная, притом за несколько времени до того, как почин этого коллектива был поднят печатью на щит. Нат. Соколова дает эскизный набросок людей — одно го из цехов, подчеркивая черты рабочей дружбы, господствующей в этом друж ном коллективе, на производстве и в бы ту, высокую организованность и куль туру рабочих. Эти писательские наблю дения позволили автору продолжить разговор о книге Таурина на более вы соком уровне; больше того, они помогли судить, удалось ли романисту справить ся со своей задачей — социолога и ху дожника. Особенности критического письма Нат. Соколовой даже не в том, что она прибегает к обильным иллюстрациям, почерпнутым из личных наблюдений пи сателя, из газет, из книг и статей быва лых людей, ученых и т. п. Гораздо пол нее лицо критика выражено в том, к а к он анализирует литературные произве дения, какие общественные конфликты, какие ситуации, какие черты человече ских характеров и проблем (прежде всего — морального порядка!) привлека ют его внимание, какие выводы он делает. Нат. Соколову влекут к себе явл'ения, имеющие актуальное общественное зна чение, прежде всего, так называемые нерешенные проблемы нашего общества. Оказывается, например, что весь предшествующий экскурс о рабочих-но- ваторах депо Москва-Сортировочная ну жен был Нат. Соколовой для оценки с т ц л я р у к о в о д с т в а , актуальней шей проблемы в стране, где все хозяй ство обобществлено, централизовано, планируется, и каждый руководитель по лучает свой мандат от хозяина — об щества. Нат. Соколова показала, како вы советские рабочие шестидесятых го дов: это, как правило, люди образован ные, закончившие десятилетку, полу чившие техническое образование, жи вущие интересами своего века. Так каков же должен быть руководитель т а к и х рабочих, каков современный стиль руководства? Какими выведены руководители на страницы производ ственных романов и очерков? Ф. Таурин вывел на страницы рома на двух руководителей. Гусаров — че ловек властный, самовлюбленный, по давляющий инициативу, скатывающийся к очковтирательству, уверенный, .впро чем, что именно его линия — партий ная, что его деятельность на благо стра ны. Этому начальнику (руководителем его не назовешь!) противопоставлен Рожнов, человек постоянно контроли рующий свое собственное поведение и раздумывающий о стиле руководства. «Одно время казалось Рожнову, — Нат. Соколова выделяет из текста эти стро ки, — что главное и решающее для ру ководителя — ничему хорошему не по мешать и ничему плохому не дать совер шиться. Многолетний опыт убедительно показывает, что этого недостаточно. Хо рошее надо растить, воспитывать, пес товать. И сейчас главную свою задачу РоЖнов ‘ видит в том, чтобы вызывать, возбуждать у людей заботу о состоянии общего дела, искреннее и действенное желание добиваться новых успехов». Эти два характера — два представления о стиле руководства — вступают в борь бу в романе Таурина, возникает кон фликт, в него втянуты и молодые ини циативные инженеры; писатель выносит приговор гусаровцам. По этому поводу Нат. Соколова вспо минает, что в романе В. Хачумяна автор отказывает хозяйственнику-руководи- телю в творчестве. В романе противопо ставлены судьбы двух инженеров: один стал творцом-конструктором, другой по гиб для творчества, выбрав путь хозяй ственника. Нат. Соколова полемизирует с концепцией армянского писателя, ко торая не чужда и многим другим авто рам. Она обращается к Ленину, который признавал, что творческая фантазия нужна не только поэту, но и математику,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2