Сибирские огни, 1962, № 5
видимо, и были первые уроки коллекти визма, первые уроки уважения к труду. Чалмаев помнит, конечно, что завод не всегда был источником солнечного света, тепла, радости. Были прифабрич ные «Вышкварки», в которых ютился рабочий люд, где жили «голо, босо и без пояса». В дни получки в кабаках ра зыгрывались отчаянные сцены; и он ри сует эти сцены по воспоминаниям, на печатанным в разных томах «Истории заводов». Токарь Дрокин запомнил сло ва своего отца, рабочего паровозострои тельного завода, сгоревшего от водки: «Эх, работища наша, продуху не вид но... Кувалда не крылья, сколь ни ма хай, высоко не взлетишь». Это верно, конечно, и В. Чалмаеву удались картины подневольного труда в капиталистическом обществе. Но не од носторонне ли показывает труд той эпо хи советский литератор? Не видит ли он мир прошлого глазами чувствительного буржуазного писателя, когда повторяет слова Зомбарта: «Уныло, бледно, безна дежно течет вечно одинаковая жизнь про летариата: без ритма, без полета, без со держания. Однообразно, монотонно. Се ро. Подобно холодному дождливому но ябрьскому дню. Подобно унылому, все- обволакивающему дождю». Ведь труд, если и не всегда, то часто приносил радость и в те времена. Вспом ним лесковского Левшу, горьковского Сатина, который говорил о счастье, ког да труд — удовольствие. Вспомним мно гих других героев Горького и, конечно, не одного Горького. Критик должен знать, что русские рабочие-революционеры обладали, как правило, высокой профессиональной квалификацией. Вообще, эксплуататоры были не в силах лишить индустриально го рабочего всей радости труда, обездо лить его так, чтобы он не мог гордиться ценностями, созданными его руками или управляемой им машиной. Если б было иначе, пролетариат не смог бы предвос хитить радость общественного труда, создать еще в недрах капитализма свою коммунистическую идеологию, свою партию. Но вернемся к статье Чалмаева. Опи раясь на очерки того времени, критик рисует картины труда в эпоху первых пятилеток, изучает психологию недавне го крестьянина и отходника, ставшего рабочим социалистического предприя тия. Никаноров, один из таких моло дых — не по возрасту — рабочих, рас сказывал спустя несколько лет, что ехал он за длинным рублем, а тут поглядел, как работает советский народ и — со весть ушибла! И. П. Бардин нашел сло ва, исполненные великолепного презре ния по адресу одного из своих загранич ных коллег: « — В чем нашел он смысл жиз ни? Неужели в том, чтобы хорошо по есть и выпить? Как мало ему, оказы вается, надо для счастья! Он показался мне совсем маленьким, таким, каким обыкновенно видят предметы в их обрат ной проекции в бинокле». О Лихачеве, первом директоре мос ковского Автозавода, автор пишет: «По ражает удивительная цельность этой натуры, шекспировское богатство харак тера». Творческое горение Лихачева не угасало, не оскудевало многие десяти летия, в любых условиях; вечным па мятником ему, помимо московского Ав тозавода, остались заводы, созданные в эвакуации на Урале. Здесь, однако, надо сделать серьезный упрек критику. Увле ченный повествованием, материалы для которого он черпает, чаще всего, из очерков, он почему-то забывает сослать ся на источник. Образ Лихачева безус ловно взят из талантливого очерка Та мары Леонтьевой, но имя ее даже не на звано... Можно сделать и другие замечания В. Чалмаеву. Язык, которым написаны «очерковые» страницы статьи, мог бы быть более точным; автор должен пре секать в самом зародыше склонность к декламации. Читатель статьи все же видит, что те ма исследования — образ рабочего в советской документальной литературе — личная, волнующая для критика, не давнего рабочего подростка, нынешнего советского интеллигента. Научная кри тическая аргументация автора не по страдала от «очерковой» манеры пись ма. Статья В. Чалмаева, при всех ее не достатках, оказалась насыщенной лите ратурными и жизненными примерами, доказательства выстраиваются в ней в достаточно стройную систему. Эмоцио нальная окраска статьи, ее лирическая тональность пошла ей на пользу. Следо вательно, еще раз — хоть и на несовер шенном примере — доказано, что худо жественная публицистика обогащает критику. Н а т а л ь я С о к о л о в а выступает на страницах печати и как критик, и как прозаик, и как очеркист. Нетрудно за метить, что это «совмещение профес сий» наложило особый отпечаток на ее критические работы. Но, впрочем, мож но ли говорить в данном случае о раз ных профессиях? Ведь критик — такой же писатель, как прозаик или поэт — это признано, скажем, уставом нашего творческого Союза! Критика Нат. Соколовой всегда пуб лицистичная, личная. Подчас в ее раз вернутых рецензиях или обзорах труд но разграничить эти два жанра: очерк и критическую статью. Притом «очерк», опирающийся на личные наблюдения пи сателя, вполне органично входит в ткань размышлений критика о литературных произведениях, о том, насколько выра зительны и убедительны художествен ные образы рецензируемых произведе ний, правдивы ли они.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2