Сибирские огни, 1962, № 5
проверял с их помощью справедливость художественной концепции писателя. В самом заголовке статьи «Труд, кон фликт, форма» указана литературовед ческая ее цель. Юрий Константинов по шел еще дальше в этом направлении, опубликовав работу «Дмитрий Жуков и миллионы его товарищей», которая пе репечатывалась уже в сборнике литера турно-критических статей (издательством «Правда»), но между тем содержит и ху дожественный очерк-портрет. Дмитрий Жуков, рядовой техник автобусного пар ка, человек испытывающий непреодоли мую потребность выполнять всякую ра боту красиво и умело. Жуков наслаж дается трудом и даже на отдыхе, в са натории, добровольно помогает всем и каждому, охотно перенимает опыт мас теров, внося свои усовершенствования во всякое, даже новое для него дело. Жуков — деятельный, целеустремлен ный характер, трудолюб, артист в труде. Он, например, утверждает, что надо су дить товарищеским судом не только тех, кто плохо работает, но, и тех, кто не хо чет научиться хорошо работать. «Мы не просто государство трудящихся, — го ворит он убежденно, — мы государство х о р о ш о работающих, с душой, с лю бовью... В будущем все будут работать хорошо, будут довольны работой друг друга, гордиться ею». Живой образ Дм. Жукова по вырази тельности не уступает образам художе ственных произведений. Так, может быть, критик попросту написал очерк (тем более, что Дм. Жуков — реальная фигура, у него есть адрес!)? Нет, и на этот раз. Юр. Константинов предлагает читателю публицистическую критику. Образ Жукова помогает автору начать разговор на литературную тему, в кото рой излагаются, между прочим, взгляды и самого Жукова. Удивительно ли, что он, привыкший делать вещи только хо рошо, требует того же и от авторов книг: «Книга должна быть такой, чтобы я ку да-то после нее пошел, захотел пойти. Вот в Чапаевы я бы пошел, в Давыдовы пошел, в Мересьевы пошел, ну еще кое в кого пошел. А вот во многих мне идти не хочется». Тут я позволю себе отступление. Мне кажется, прав С. Антонов, доказываю щий, что искусство воспитывает не только примером и отношением к нему автора, но и силой прекрасного. Филип пика Дм. Жукова правильна и в его ус тах вполне уместна. Но это еще не вся правда об искусстве. И к р и т и к у сле довало бы об этом сказать — не соби рается же он зачеркивать воспитываю щее влияние, например, Пришвина или Паустовского, потому что после их книг Дм. Жукову «не в кого пойти». В дальнейшем, когда речь пошла о воспитательной роли литературы, у Юр. Константинова нашлась в запасе еще одна история, вызывающая вначале чув ство щемящей боли. Это фронтовое вос поминание о девушке-санитарке,' с кото рой пытались обращаться чуть ли не как с проституткой. После трагического эпизода, выявившего вину других, но также и стойкость героини, санитарку перебрасывают в другой батальон. Ее окружают чуткие советские люди, де вушка нравственно возрождается, а с те чением времени становится даже мо ральным и поэтическим эталоном для фронтовых товарищей. И опять-таки, этот хорошо написанный этюд — толь ко притча, подсказывающая читателю критичное отношение к поверхностному отображению жизни в плохих очерках и рассказах, где прозрение героев, как и их перековка, происходит мгновенно. Юр. Константинов дает оценку реали стической и психологической ткани про изведений, осмеивает облегченный под ход к жизни, лакировку, художествен ную беспомощность авторов, изображаю щих великую воспитывающую роль кол лектива не иначе, как при помощи со гласного хора участников очередного собрания. В конце концов литературоведческие статьи Юр. Константинова можно чуть ли не с равным правом рассматривать как публицистические очерки. Не наме чен ли тем самым верный в принципе путь развития литературной критики? По крайней мере, один из таких путей? Один из номеров «Октября» за 1960 год открывался (по отделу литературной критики) статьей В и к т о р а Ч а л м а - е в а об образе рабочего в советской ли тературе. У статьи много недостатков, о которых будет сказано дальше, но за служивает внимания сделанная Чалма- евым попытка писать литературную критику и публицистически и лириче ски. Поэтому я не удивился, что критик Г. Вровман тотчас же дезавуировал эту статью, объявив, что она к литературной критике отношения не имеет — следова тельно, не за ее действительные недо статки, а, прежде всего, за метод. Статья начинается теплыми детскими воспоминаниями автора: «...Солнце над рабочим моим городком всегда появля лось из-за заводских труб. А может это оно и горело ночью в «глазастом» сто оконном здании машинного цеха... И, верно, не зря до самого рассвета мимо нашего дома убегали к заводу большие составы с углем, нефтью и юркие узко колейные «кукушки» с тепловатым, па хучим торфом; ведь надо же заново рас калить к утру этот горячий огненный мяч!» Этот образ — не художественное об рамление скучной литературоведческой статьи, а запев, в тональности которого идет все последующее повествование. Именно поэтому сгодились автору карти ны его детства в небольшом рабочем го родке, где завод был центром, школа поставлена вместе с заводом и сложена из таких же бревен, а гудок будил не только отцов и матерей, но и ребят. Это,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2