Сибирские огни, 1962, № 5
Я вынужден ограничиться здесь лишь беглым разбором литературных крити ческих работ, написанных п е р о м п у б л и ц и с т а ! Юр и й К о н с т а н т и н о в начина ет свою статью «Труд, конфликт, фор ма» («Октябрь») с рассказа о событии, которое пришлось наблюдать самому критику. Инженер одного конструкторского бю ро предложил изменить принцип слож ного прибора, внедряемого в производ ство. По его проекту упрощалась задача, затрачивалось меньше труда и материа лов, прибор стоил бы втрое дешевле. Оказалось, однако, что рационализация отразилась бы неблагоприятно на зара ботках конструкторского коллектива, так как действующая система оплаты труда опирается на заранее установлен ные сроки, которые можно «перекры вать» на 1 0— 15 процентов, но нельзя взрывать изнутри: за коренное улучше ние в технологии работников, практиче ски, не премируют, а наказывают. Изо бретатель стал в тупик: не отнимать же заработок у товарищей? Тем более, что они не проявили себя консерваторами и оценили предложение изобретателя по достоинству! Как же быть? Тем време нем, один из коллег предложил инжене ру своего рода сделку. «Вы, — сказал тот, — человек талантливый в технике. Я талантлив житейски. Никаких кон фликтов, все решается просто: мы будем тянуть резину. Это — мирное и хорошо оплачиваемое занятие. За вами остается слава новатора, за нами спокойная жизнь и гарантированная премия после полугодовой работы. А за неделю до срока — с блеском сдадим прибор. Вот и все». Рационализатор был до глубины души возмущен. Сделку он отверг и хо рошо, открыто, честно боролся за прав ду. Между прочим, в разговоре с кри тиком инженер посоветовал ’ «подбро сить» этот достаточно запутанный ре альный конфликт какому-нибудь рома нисту — ведь те чаще всего «складыва ют» романы по прямолинейным схемам (инженер привел различные аналогии из техники), не конденсируют содержания, чрезмерно разжевывают мораль. Так, от наблюдений жизни, критик протягивает ниточку к литературной теме. Но дело не ограничивается этой всту пительной аналогией. И дальше разбор литературных произведений сопровож дается описаниями жизненных ситуаций. Бригада писателей знакомится с за водом «Севкабель». Одна операция по казалась писателю весьма простой, неин тересной, скучной. Неосторожное за мечание обидело работницу, которая по нимала и сложность процесса обмотки, выполняемого аппаратами (нить в 10 раз тоньше волоса!), и особую важность его для качества кабеля. Пример этот явил ся звеном в цепи авторских рассужде ний о том, что трудовая гордость совет ского человека непременно связана с по ниманием им общественного смысла тру да; это уже стало главной чертой совет ского характера. Отсюда критик делает шаг в сторону чисто литературной темы, высмеивает те произведения, в которых «фанатики труда» бледнели и скучнели, выйдя с завода через проходную, осуж дает писателей, представляющих своим героям лишь узкий плацдарм для дея тельности — производственную площад ку. Развивая эту тему, Юрий Константи нов высказывает много справедливых мыслей. Когда так бесконечно усложни лась техника, нелегко изобразить челове ка в труде; видимо, не обойтись без сложных современных понятий и терми нов. Еще труднее показать рабочего че ловека — членом заводского, городского и общенародного коллектива. А это со вершенно необходимо, ибо изменилось и самое понятие счастья: раньше романист волен был сделать своего героя счастли вым даже среди океана народных бедст вий; наш же современник счастлив толь ко со всей своей страной. В советском романе коллектив — не декорация, не фон, на котором рельефно выделяются герои. В наших условиях роль коллектива не может быть сведена к сентенциям хора в древнегреческой трагедии. В реальной жизненной обстанов ке ни один конфликт не разрешим без активного участия того сложного социального целого, каким является со ветский коллектив. Писатель обязан соз дать его художественный образ. По мнению Юрия Константинова сов ременный романист не смеет обходить специальные (технические) и социаль ные проблемы. Э т о п р и ш л о к н е м у и з о ч е р к а , и з п у б л и ц и с т и ки, н о с д е л а л о с ь о б я з а т е л ь н о й в н у т р е н н е й т е м о й . Новая форма романа — по Константинову — неизбежно более емкая, чем раньше, — своего рода сплав нескольких жанров, во всяком случае, их взаимопроникнове ние. Отметим, что сходные мысли о фор ме современного романа развивает кри тик М. Кузнецов в своих двух статьях («Новый Мир»), Автор призывает к изучению формы произведения (романа) не ради нее са мой, хо .я она давно заслуживает само стоятельного разговора. «Форма — это не колчан, в котором хранятся стрелы, это сами стрелы, их оперение, их стерж ни, их наконечники. И от того, насколь ко они будут совершенны, будет зави сеть и дальность полета, и высота его, и меткость попадания в цель!» Пафос статьи Юрия Константинова в протесте против о п и с а т е л ь с т в а . Мне представляется, что критик не мог бы доказать свой тезис и сделать убеди тельной статью, если бы не обращался на каждом шагу к фактам жизни и не 12- »Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2