Сибирские огни, 1962, № 5

Посудите же, господа, какой страшный анахронизм совершили вы, поставившие эти безобразные пьесы в 1865 году; да еще где поставивши — в Иркутске!, то есть в одном из лучших и наиболее раз­ витых провинциальных городов России... перед той самой публикой, которая еще так недавно видела произведения Гого­ ля, Островского и даже Грибоедова. Главное же, видела их осмысленными, перечувствованными и переданными ве­ сьма удовлетворительно, с верным отра­ жением тех скорбей и радостей, того горького и смешного, того глупого и по­ шлого, что каждый день рроходит перед нашими глазами, волнует нашу душу и с чего сплетается наша обыденная рус­ ская жизнь... Покажите нам нашу соб­ ственную, новую жизнь», — требовала общественность в этой редакционной статье, предупреждая, что только по ка­ честву репертуара можно судить, «на­ сколько Иркутский театр удовлетворил требованиям сценического искусства с современной точки зрения». Это была целая творческая программа. Когда профессиональный театр стал злоупотреблять обилием постановок во­ девилей и легковесных мелодрам, пере­ довые круги Иркутска выдвинули из сво­ ей среды собственные исполнительские силы, создав любительский кружок, ко­ торый вскоре занял положение второго театра в городе. Идейное и творческое соревнование двух театров долгое время привлекало внимание всей иркутской печати, явив­ шись прекрасным предлогом для усиле­ ния пропаганды эстетических идеалов революционного народничества. Не слу­ чайно первый спектакль любительского театра, состоявшийся 29 октября 1858 года, был отмечен как чрезвычайно важ­ ное событие. «Такое событие, как целый спектакль, .данный любителями... есть происшест­ вие, выходящее из ряда обыкновенной, обыденной жизни и заслуживает быть занесенным в городскую хронику», — писалось в газете. Рецензия заключает­ ся словами, не лишенными пристрастия: «...в течение последних двух лет мне не удалось провести в нашем театре ни од­ ного вечера так приятно, как я провел этот вечер 29 октября... Сыграны были «Свадьба Кречинского» (комедия Сухо- во-Кобылина) и водевиль «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» ‘. В этих строках, конечно, звучал вызов, сознательно брошенный тем, кто увлекал профессиональный театр на путь рутины и пустого развлекательства. Любительский театр сразу привлек к себе симпатии демократических слоев зрителей. Газета «Сибирский Вестник», спустя семь лет после первого выступ­ ления любителей, отмечала, что «иркут­ ская публика очень дорожит любитель­ 1 «И. Г. В » , 1858 г. Неоф. часть, № 45, стр. 1—2. скими спектаклями»1. В этой же статье некий «Зритель», предупреждая любите­ лей от всевозможных искушений и от­ клонений от намеченной правильной ли­ нии, напоминал им, что «театр может развивать в публике и гуманные идеи и эстетическое чувство». В связи с этим критик предъявлял особо серьезные тре­ бования именно к любителям, как наибо­ лее бескорыстным и широко образован­ ным деятелям сцены. Не имея возможности определить ре­ пертуар профессиональной труппы, об­ щественность Иркутска оказывала силь­ ное влияние на любительский театр, по­ могая ему понять свои задачи, направляя его творчество на путь передовой про­ светительной деятельности. Два драматических театра в таком го­ роде, как Иркутск, олицетворяли собою два направления, отражавшие идеологи­ ческую борьбу в русском искусстве того времени. Причем подмостки этих театров вовсе не представляли собой постоянную сферу влияния той или другой общест­ венной группы. Нередко случалось и так, что демократическое направление побеждало, и на двух сценах одновре­ менно шли пьесы, отвечающие интере­ сам передового зрителя. Так, например, из краткого отчета о театральных делах зимнего сезона 1866 года мы узнаем, что наибольшим успехом на профессиональ­ ной сцене пользовались пьесьг — «Горь­ кая судьбина» Писемского, «Гроза» и «Доходное место» Островского. «И всег­ да театр был полон,— отмечается в га­ зетном обзоре ,— значит публика ясно заявила свой вкус»2. Там же сообщается, что кружок любителей поставил в этот сезон «Воспитанницу» и «Бедность не порок». Из этого обзора можно заклю­ чить, что сезон 1866 года был из таких, когда пьесы Островского занимали ве­ дущее место в репертуаре всех иркут­ ских театров. Из краткого очерка культурной жизни Иркутска середины прошлого века стано­ вится понятно, что прогрессивная обще­ ственность была той силой, которая на­ правляла интересы жителей Восточной Сибири во всех областях жизни и, в ча­ стности, определяла их вкусы, придава­ ла боевой характер театральной практи­ ке, влияла на содержание местной пери­ одической печати. С годами эта большая кипучая деятельность лучшей части ир­ кутской интеллигенции расширялась и углублялась, пробуждала интерес к жгу­ чим вопросам современности. Иркутские газеты призывали читате­ лей писать о насущных делах. Это были не простые приглашения .присылать кор­ респонденции, скорее это были прокла­ мации с явно выраженной тенденцией революционного протеста. «Громите, ра­ зоблачайте наши административные и ' «Сиб. Вестник», 1865 г., № 22. 2 «Сиб. Вестник», 1866 г., № 6 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2