Сибирские огни, 1962, № 5
Посудите же, господа, какой страшный анахронизм совершили вы, поставившие эти безобразные пьесы в 1865 году; да еще где поставивши — в Иркутске!, то есть в одном из лучших и наиболее раз витых провинциальных городов России... перед той самой публикой, которая еще так недавно видела произведения Гого ля, Островского и даже Грибоедова. Главное же, видела их осмысленными, перечувствованными и переданными ве сьма удовлетворительно, с верным отра жением тех скорбей и радостей, того горького и смешного, того глупого и по шлого, что каждый день рроходит перед нашими глазами, волнует нашу душу и с чего сплетается наша обыденная рус ская жизнь... Покажите нам нашу соб ственную, новую жизнь», — требовала общественность в этой редакционной статье, предупреждая, что только по ка честву репертуара можно судить, «на сколько Иркутский театр удовлетворил требованиям сценического искусства с современной точки зрения». Это была целая творческая программа. Когда профессиональный театр стал злоупотреблять обилием постановок во девилей и легковесных мелодрам, пере довые круги Иркутска выдвинули из сво ей среды собственные исполнительские силы, создав любительский кружок, ко торый вскоре занял положение второго театра в городе. Идейное и творческое соревнование двух театров долгое время привлекало внимание всей иркутской печати, явив шись прекрасным предлогом для усиле ния пропаганды эстетических идеалов революционного народничества. Не слу чайно первый спектакль любительского театра, состоявшийся 29 октября 1858 года, был отмечен как чрезвычайно важ ное событие. «Такое событие, как целый спектакль, .данный любителями... есть происшест вие, выходящее из ряда обыкновенной, обыденной жизни и заслуживает быть занесенным в городскую хронику», — писалось в газете. Рецензия заключает ся словами, не лишенными пристрастия: «...в течение последних двух лет мне не удалось провести в нашем театре ни од ного вечера так приятно, как я провел этот вечер 29 октября... Сыграны были «Свадьба Кречинского» (комедия Сухо- во-Кобылина) и водевиль «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» ‘. В этих строках, конечно, звучал вызов, сознательно брошенный тем, кто увлекал профессиональный театр на путь рутины и пустого развлекательства. Любительский театр сразу привлек к себе симпатии демократических слоев зрителей. Газета «Сибирский Вестник», спустя семь лет после первого выступ ления любителей, отмечала, что «иркут ская публика очень дорожит любитель 1 «И. Г. В » , 1858 г. Неоф. часть, № 45, стр. 1—2. скими спектаклями»1. В этой же статье некий «Зритель», предупреждая любите лей от всевозможных искушений и от клонений от намеченной правильной ли нии, напоминал им, что «театр может развивать в публике и гуманные идеи и эстетическое чувство». В связи с этим критик предъявлял особо серьезные тре бования именно к любителям, как наибо лее бескорыстным и широко образован ным деятелям сцены. Не имея возможности определить ре пертуар профессиональной труппы, об щественность Иркутска оказывала силь ное влияние на любительский театр, по могая ему понять свои задачи, направляя его творчество на путь передовой про светительной деятельности. Два драматических театра в таком го роде, как Иркутск, олицетворяли собою два направления, отражавшие идеологи ческую борьбу в русском искусстве того времени. Причем подмостки этих театров вовсе не представляли собой постоянную сферу влияния той или другой общест венной группы. Нередко случалось и так, что демократическое направление побеждало, и на двух сценах одновре менно шли пьесы, отвечающие интере сам передового зрителя. Так, например, из краткого отчета о театральных делах зимнего сезона 1866 года мы узнаем, что наибольшим успехом на профессиональ ной сцене пользовались пьесьг — «Горь кая судьбина» Писемского, «Гроза» и «Доходное место» Островского. «И всег да театр был полон,— отмечается в га зетном обзоре ,— значит публика ясно заявила свой вкус»2. Там же сообщается, что кружок любителей поставил в этот сезон «Воспитанницу» и «Бедность не порок». Из этого обзора можно заклю чить, что сезон 1866 года был из таких, когда пьесы Островского занимали ве дущее место в репертуаре всех иркут ских театров. Из краткого очерка культурной жизни Иркутска середины прошлого века стано вится понятно, что прогрессивная обще ственность была той силой, которая на правляла интересы жителей Восточной Сибири во всех областях жизни и, в ча стности, определяла их вкусы, придава ла боевой характер театральной практи ке, влияла на содержание местной пери одической печати. С годами эта большая кипучая деятельность лучшей части ир кутской интеллигенции расширялась и углублялась, пробуждала интерес к жгу чим вопросам современности. Иркутские газеты призывали читате лей писать о насущных делах. Это были не простые приглашения .присылать кор респонденции, скорее это были прокла мации с явно выраженной тенденцией революционного протеста. «Громите, ра зоблачайте наши административные и ' «Сиб. Вестник», 1865 г., № 22. 2 «Сиб. Вестник», 1866 г., № 6 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2