Сибирские огни, 1962, № 5
«дело» Иркутского театра о постановке «■Горе от ума». В тот же день начальник III отделения генерал-лейтенант Дуб- бельт направил иркутскому генерал-гу бернатору Муравьеву отношение: «М. Г. Николай Николаевич! 6-го мая сего года на Иркутском теат ре представлена была комедия Грибое дова « Г о р е о т у м а». Так как означенная пьеса, по Высо чайшему повелению, запрещена для представления на провинциальных те атрах, то я обязываюсь покорнейше про сить Ваше Превосходительство прика зать исключить оную из репертуара ир кутского театра. Вместе с тем, не из волите ли, Ваше Превосходительство, сделать распоряжение, дабы... не было представляемо во вверенном крае теат ральных пьес, без предварительного разрешения оных Цензурою III отделе ния Собственной Е. И. В. канцелярии, в которое, по установленному порядку, следует доставлять е ж е н е д е л ь н о афиши о бывших представлениях»1. Немного понадобилось времени, чтобы полицейская цензура добралась до Ир кутска! И все же «неусыпное око» III отделения не всегда способно было усле дить за теми, кто старался, вопреки вся ческим запретам, приобщать иркутского зрителя к лучшим образцам современ ной русской драматургии. Трудно сейчас подробно проследить за деятельностью Иркутского театра в пер вые пять лет его существования из-за отсутствия в это время местной печати, хотя изредка театральные сообщения из Иркутска появлялись в периодических изданиях Москвы и Петербурга. Только в 1857 году здесь стали выхо дить «Иркутские Губернские Ведомо сти». И с первого же их номера, на стра ницах так называемой «неофициаль ной части», мы находим обзоры город ской жизни, в которых центральное ме сто занимает драматический театр— его репертуар, актеры, ближайшие планы. Уже в № 1 «И. Г. В .» рассказано о по становках «Женитьбы» Гоголя, «Не в свои сани не садись» Островского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобыли- на2. Эти три названия достаточно харак теризуют направление театра, отражав шего интересы той части зрителей, кото рых не могли удовлетворить «несколько небольших и не совсем новых водеви лей»3, но которые, по традиции того вре мени, неизбежно должны- были состав лять программу каждого спектакля. Не обходимость искать репертуар опреде ленного идейного содержания диктова лась тем общественным мнением, отголо ски которого настойчиво звучали со страниц только что появившейся мест ной газеты1. 1 ЦГИАЛ, ф. 780, 1852, оп. 2, д. 95, л. 1. г См. «И. Г. В .» , 1857 r . , № 1, отд. 2, стр. 4. 3 Там же. «Отчего бы Иркутскому театру... не играть и пьес еще нигде не игранных?— спрашивал журналист. ■— Отчего бы, на пример, не попытаться поставить на сце ну некоторые из рассказов Щедрина, по своей диалогической форме не требую щие переделок?»1 И театральная труп па смело откликнулась на этот призыв, чувствуя поддержку и внимание со сто роны своих многочисленных друзей и единомышленников из зрительного за ла. Театр в Иркутске стал подлинным глашатаем новой русской драматургии, пропагандистом передовых идей своего времени. И потому неудивительно, что именно здесь, в Иркутске, впервые на русской сцене была поставлена комедия А. Островского «Свои люди — сочтем ся» в первоначальном, запрещенном ва рианте, почти на пять лет раньше ее офи циальной постановки в Петербурге и Мо скве2. Огромное значение в распространении прогрессивных взглядов на драматиче ское искусство имели иркутские газеты. Уже в начале 60-х годов жители Во сточной Сибири, кроме «Иркутских Гу бернских Ведомостей», имели возмож ность читать газеты «Сибирский Вест ник», «Амур» и другие, более мелкие периодические издания. Нередко на страницах этих газет можно было найти статьи о современном театре, о его вы сокой общественной миссии. « ...Театр доставляет человеку самое высокое и нравственное удовольствие... в нем, как в зеркале, отражается вся наша жизнь, наши нравы, страсти, поро ки и добродетели...» — так писал автор театрального обзора в «Ирк. Губ. Ведо мостях»3. В другом номере «Ведомостей» рецен зент, восхищаясь постановкой «Игроков» Гоголя, решительно отстаивал мысль о том, что «комизм, как элемент искус ства, должен иметь в основе нравствен ную идею, обращая к лучшему сердца нашей публики»4. Пока под давлением дворянских и ку печеских кругов в репертуаре Иркутско го театра появилось излишнее количест во модных переводных пьес второстепен ных авторов, критика выступила с обви нением в адрес антрепренера и постанов щика: «Вы не умели, господа, прино ровиться к современному вкусу публики, к потребностям и духу времени, — пи сал «Сибирский Вестник»5, — вместо то го, чтобы представить перед этой пуб ликой будничную, ее собственную жизнь, во всей ее наготе, вы ведете ее на кладбище отжившего' романизма... ■ «И. г. В.», 1857 г., № 29, стр. 4. 2 Подробно об истории постановки пьесы в Иркутске см. публикацию в журнале «Театр», 1956, № 11, стр. 118—119. 3 «И. Г. В.», 1859 г., Неоф. часть, № 52, стр. 4. 4 «И. Г. В .» , 1859 г., Неоф. часть, № 46, стр. 7. 6 «Сиб. Вестник», 1865 г., № 22.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2