Сибирские огни, 1962, № 5

«дело» Иркутского театра о постановке «■Горе от ума». В тот же день начальник III отделения генерал-лейтенант Дуб- бельт направил иркутскому генерал-гу­ бернатору Муравьеву отношение: «М. Г. Николай Николаевич! 6-го мая сего года на Иркутском теат­ ре представлена была комедия Грибое­ дова « Г о р е о т у м а». Так как означенная пьеса, по Высо­ чайшему повелению, запрещена для представления на провинциальных те­ атрах, то я обязываюсь покорнейше про­ сить Ваше Превосходительство прика­ зать исключить оную из репертуара ир­ кутского театра. Вместе с тем, не из­ волите ли, Ваше Превосходительство, сделать распоряжение, дабы... не было представляемо во вверенном крае теат­ ральных пьес, без предварительного разрешения оных Цензурою III отделе­ ния Собственной Е. И. В. канцелярии, в которое, по установленному порядку, следует доставлять е ж е н е д е л ь н о афиши о бывших представлениях»1. Немного понадобилось времени, чтобы полицейская цензура добралась до Ир­ кутска! И все же «неусыпное око» III отделения не всегда способно было усле­ дить за теми, кто старался, вопреки вся­ ческим запретам, приобщать иркутского зрителя к лучшим образцам современ­ ной русской драматургии. Трудно сейчас подробно проследить за деятельностью Иркутского театра в пер­ вые пять лет его существования из-за отсутствия в это время местной печати, хотя изредка театральные сообщения из Иркутска появлялись в периодических изданиях Москвы и Петербурга. Только в 1857 году здесь стали выхо­ дить «Иркутские Губернские Ведомо­ сти». И с первого же их номера, на стра­ ницах так называемой «неофициаль­ ной части», мы находим обзоры город­ ской жизни, в которых центральное ме­ сто занимает драматический театр— его репертуар, актеры, ближайшие планы. Уже в № 1 «И. Г. В .» рассказано о по­ становках «Женитьбы» Гоголя, «Не в свои сани не садись» Островского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобыли- на2. Эти три названия достаточно харак­ теризуют направление театра, отражав­ шего интересы той части зрителей, кото­ рых не могли удовлетворить «несколько небольших и не совсем новых водеви­ лей»3, но которые, по традиции того вре­ мени, неизбежно должны- были состав­ лять программу каждого спектакля. Не­ обходимость искать репертуар опреде­ ленного идейного содержания диктова­ лась тем общественным мнением, отголо­ ски которого настойчиво звучали со страниц только что появившейся мест­ ной газеты1. 1 ЦГИАЛ, ф. 780, 1852, оп. 2, д. 95, л. 1. г См. «И. Г. В .» , 1857 r . , № 1, отд. 2, стр. 4. 3 Там же. «Отчего бы Иркутскому театру... не играть и пьес еще нигде не игранных?— спрашивал журналист. ■— Отчего бы, на­ пример, не попытаться поставить на сце­ ну некоторые из рассказов Щедрина, по своей диалогической форме не требую­ щие переделок?»1 И театральная труп­ па смело откликнулась на этот призыв, чувствуя поддержку и внимание со сто­ роны своих многочисленных друзей и единомышленников из зрительного за ­ ла. Театр в Иркутске стал подлинным глашатаем новой русской драматургии, пропагандистом передовых идей своего времени. И потому неудивительно, что именно здесь, в Иркутске, впервые на русской сцене была поставлена комедия А. Островского «Свои люди — сочтем­ ся» в первоначальном, запрещенном ва­ рианте, почти на пять лет раньше ее офи­ циальной постановки в Петербурге и Мо­ скве2. Огромное значение в распространении прогрессивных взглядов на драматиче­ ское искусство имели иркутские газеты. Уже в начале 60-х годов жители Во­ сточной Сибири, кроме «Иркутских Гу­ бернских Ведомостей», имели возмож­ ность читать газеты «Сибирский Вест­ ник», «Амур» и другие, более мелкие периодические издания. Нередко на страницах этих газет можно было найти статьи о современном театре, о его вы­ сокой общественной миссии. « ...Театр доставляет человеку самое высокое и нравственное удовольствие... в нем, как в зеркале, отражается вся наша жизнь, наши нравы, страсти, поро­ ки и добродетели...» — так писал автор театрального обзора в «Ирк. Губ. Ведо­ мостях»3. В другом номере «Ведомостей» рецен­ зент, восхищаясь постановкой «Игроков» Гоголя, решительно отстаивал мысль о том, что «комизм, как элемент искус­ ства, должен иметь в основе нравствен­ ную идею, обращая к лучшему сердца нашей публики»4. Пока под давлением дворянских и ку­ печеских кругов в репертуаре Иркутско­ го театра появилось излишнее количест­ во модных переводных пьес второстепен­ ных авторов, критика выступила с обви­ нением в адрес антрепренера и постанов­ щика: «Вы не умели, господа, прино­ ровиться к современному вкусу публики, к потребностям и духу времени, — пи­ сал «Сибирский Вестник»5, — вместо то­ го, чтобы представить перед этой пуб­ ликой будничную, ее собственную жизнь, во всей ее наготе, вы ведете ее на кладбище отжившего' романизма... ■ «И. г. В.», 1857 г., № 29, стр. 4. 2 Подробно об истории постановки пьесы в Иркутске см. публикацию в журнале «Театр», 1956, № 11, стр. 118—119. 3 «И. Г. В.», 1859 г., Неоф. часть, № 52, стр. 4. 4 «И. Г. В .» , 1859 г., Неоф. часть, № 46, стр. 7. 6 «Сиб. Вестник», 1865 г., № 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2