Сибирские огни, 1962, № 5
I I I Т. С т е р к и н ПЕЧАТЬ И ТЕАТР ИРКУТСКА В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА Когда-нибудь будет написана история театра в Сибири. И, несомненно, на ее страницах значительное место займут материалы из театральной жизни Иркут ска, являвшего собою с середины прош лого века пример неустанной борьбы лучших людей за воплощение прогрес сивных идей своего времени в сцениче ском искусстве. С давних пор Иркутск был центром русской культуры на во стоке, средоточием демократических кругов, ненавидящих душителей живой мысли и чиновничий произвол. «Как столица Восточной Сибири, Ир кутск считался запретным местом для политических ссыльных,— писал в сво их «¡Воспоминаниях» Ф. Кон.— Несмот ря, однако, на это в течение ряда лет ссыльные проникали и в столицу «са мого» генерал-губернатора, и сыграли здесь ...такую же культурную роль, ка кую они сыграли и на всем протяжении Сибири, от Урала до Великого Океана и от подножия Саянских гор до Ледовито го океана» >. Благодаря государственным ссыль ным, находящимся в постоянном обще нии с разночинной интеллигенцией горо да, уже к 50-м годам прошлого века в Иркутске большое значение приобрела русская литература и периодическая пе чать. Здесь выписывались «Современ ник» и «Отечественные записки». На произведениях Гоголя и Гончарова, Ост ровского и Салтыкова-Щедрина, на статьях Белинского, Добролюбова и Чернышевского воспитывалась лучшая часть иркутской молодежи. Но не только легальная печать давала направление об щественной жизни Иркутска. Сюда не редко доходили запрещенные в России заграничные издания Вольной Русской типографии А. И. Герцена. Освободи тельные идеи революционных народников 1 Ф. К о н , Воспоминания, М, 1935, стр. 214. нашли в Иркутске горячих последовате лей. Это были разночинцы, ученики де кабристов, с юных лет хорошо усвоив шие свободолюбие и беззаветный патри отизм своих учителей. В этой атмосфере интенсивной духов ной жизни и идейной борьбы начинал свою жизнь с октября 1851 года Иркут ский профессиональный драматический театр, деятельность которого выходила далеко за пределы местного значения. Как известно, русский реалистический театр в те времена уже успел завоевать славную репутацию носителя передовых демократических идей. Это обстоятель ство и заставило воспринять открытие театра в Иркутске, как выдающееся со бытие в культурной жизни всего края. Результаты этого события не заставили себя долго ждать. Вскоре зрители были буквально покорены мастерством акте ров, а главное — смелостью в осущест влении своей задачи. 6 мая 1852 года в Иркутском театре состоялась премьера комедии А. С. Гри боедова «Горе от ума». Судя по не опубликованным ранее архивным доку ментам, происшествие это было чрезвы чайным. 11 июля ,1852 года в петербургской га зете «Северная пчела» появилась востор женная рецензия за подписью «Ар. П»1. Эпиграфом к ней стояла поговорка: «сме лым бог владеет». Высоко оценивая иг ру артиста Лебедева, исполнявшего роль Чацкого, рецензент отмечал, что «вечер в мае» будет «памятным в летописи ир кутского театра». Но не только этим оказался памятным вечер 6 мая! Рецензия «Северной пче* лы» без промедления попала в III отде ление. 18 июля 1852 года было начато 1 Под инициалами «Ар. П» П. Г. Малярев- ский предполагает Аркадия Похвиснева — первого директора Иркутского театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2