Сибирские огни, 1962, № 5

I I I Т. С т е р к и н ПЕЧАТЬ И ТЕАТР ИРКУТСКА В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА Когда-нибудь будет написана история театра в Сибири. И, несомненно, на ее страницах значительное место займут материалы из театральной жизни Иркут­ ска, являвшего собою с середины прош­ лого века пример неустанной борьбы лучших людей за воплощение прогрес­ сивных идей своего времени в сцениче­ ском искусстве. С давних пор Иркутск был центром русской культуры на во­ стоке, средоточием демократических кругов, ненавидящих душителей живой мысли и чиновничий произвол. «Как столица Восточной Сибири, Ир­ кутск считался запретным местом для политических ссыльных,— писал в сво­ их «¡Воспоминаниях» Ф. Кон.— Несмот­ ря, однако, на это в течение ряда лет ссыльные проникали и в столицу «са­ мого» генерал-губернатора, и сыграли здесь ...такую же культурную роль, ка­ кую они сыграли и на всем протяжении Сибири, от Урала до Великого Океана и от подножия Саянских гор до Ледовито­ го океана» >. Благодаря государственным ссыль­ ным, находящимся в постоянном обще­ нии с разночинной интеллигенцией горо­ да, уже к 50-м годам прошлого века в Иркутске большое значение приобрела русская литература и периодическая пе­ чать. Здесь выписывались «Современ­ ник» и «Отечественные записки». На произведениях Гоголя и Гончарова, Ост­ ровского и Салтыкова-Щедрина, на статьях Белинского, Добролюбова и Чернышевского воспитывалась лучшая часть иркутской молодежи. Но не только легальная печать давала направление об­ щественной жизни Иркутска. Сюда не­ редко доходили запрещенные в России заграничные издания Вольной Русской типографии А. И. Герцена. Освободи­ тельные идеи революционных народников 1 Ф. К о н , Воспоминания, М, 1935, стр. 214. нашли в Иркутске горячих последовате­ лей. Это были разночинцы, ученики де­ кабристов, с юных лет хорошо усвоив­ шие свободолюбие и беззаветный патри­ отизм своих учителей. В этой атмосфере интенсивной духов­ ной жизни и идейной борьбы начинал свою жизнь с октября 1851 года Иркут­ ский профессиональный драматический театр, деятельность которого выходила далеко за пределы местного значения. Как известно, русский реалистический театр в те времена уже успел завоевать славную репутацию носителя передовых демократических идей. Это обстоятель­ ство и заставило воспринять открытие театра в Иркутске, как выдающееся со­ бытие в культурной жизни всего края. Результаты этого события не заставили себя долго ждать. Вскоре зрители были буквально покорены мастерством акте­ ров, а главное — смелостью в осущест­ влении своей задачи. 6 мая 1852 года в Иркутском театре состоялась премьера комедии А. С. Гри­ боедова «Горе от ума». Судя по не опубликованным ранее архивным доку­ ментам, происшествие это было чрезвы­ чайным. 11 июля ,1852 года в петербургской га­ зете «Северная пчела» появилась востор­ женная рецензия за подписью «Ар. П»1. Эпиграфом к ней стояла поговорка: «сме­ лым бог владеет». Высоко оценивая иг­ ру артиста Лебедева, исполнявшего роль Чацкого, рецензент отмечал, что «вечер в мае» будет «памятным в летописи ир­ кутского театра». Но не только этим оказался памятным вечер 6 мая! Рецензия «Северной пче* лы» без промедления попала в III отде­ ление. 18 июля 1852 года было начато 1 Под инициалами «Ар. П» П. Г. Малярев- ский предполагает Аркадия Похвиснева — первого директора Иркутского театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2