Сибирские огни, 1962, № 5
П ам ят ны е д ат ы ТАЛАНТЛИВЫЙ СЫН ХАКАССКОГО НАРОДА (К 100-летию со дня рождения Н. Ф. КАТАНОВА) Николай Федорович Катанов — ха кас по происхождению, родился в ту по ру, когда его соплеменники назывались «инородцами» — отсталыми, бесправны ми, вымирающими. Но случилось так, что абаканский «татарчонок», сирота, пасший в детстве чужих телят, был удо стоен степени доктора сравнительного языкознания и стал почетным членом многочисленных обществ России и За пада. Житель степного улуса, он пять лет учился в аскызской школе, где овладел русским языком. После школы работал помощником писаря в «Аскызской Степ ной Думе». Четырнадцатилетним подростком Ко ля Катанов заявляет своим родственни кам о желании учиться в Красноярской гимназии. И в августе 1876 года на пло тах с арбузами, вниз по Абакану, а по том по Енисею отправляется в далекую и трудную дорогу за знаниями. С осени 1876 г. он становится учеником Красно ярской классической гимназии. Здесь большое влияние на него оказал препо^- даватель истории и географии Андрей Кириллович Заводский-Краснопольский, яркий, образованный педагог. Под влия нием любимого учителя углубился жи вой интерес Н. Катанова к изучению родного края. Он проводит запись сагай- ских текстов и обычаев своего народа (начало записей было еще положено в 1878 году). Позднее гимназист Катанов знакомится с печатными трудами рус ского академика Радлова и финского ученого Кастрена, изучавших Хакасию и хакасов. Их труды помогают ему вести собственную работу по записям языка, быта и верований сагайцев. В 1883 году известный исследователь и путешест венник Г. И. Потанин опубликовал в сво их «Очерках Северо-Западной Монго лии» присланное ему гимназистом Крас ноярской гимназии Н. Катановым «Опи сание бубна и костюма шамана сагай- ского племени». Закончив гимназию с золотой ме далью, Николай Катанов по совету из вестного тюрколога и педагога Н. И. Ильминского едет в Петербург. В авгу сте 1884 года он становится студентом восточного факультета Петербургского университета по разряду арабско-персид- ско-турецко-татарской словесности. Кро ме специализированных лекций восточ ного факультета, Катанов посещает об щие для всех филологов лекции по ис тории, истории литературы, общему языкознанию. В 1888 г. Н. Ф. Катанов со степенью кандидата (по-современному — с дипло мом отличника) окончил Петербургский университет и был оставлен при нем для подготовки к научной работе. По пору чению1 Академии наук, Русского геогра фического общества и Министерства просвещения он командируется в Во сточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Китайский Туркестан для исследования языка и быта тюркских племен. Средства для проведения экспедиции были выделены весьма скудные, но Николай Федорович горел бескорыстным интересом к люби мой научно-исследовательской работе и с готовностью отправился в трудное и далекое путешествие, длившееся более четырех лет. Молодой исследователь на лошадях исколесил Сибирь, Северную Монголию, Урянхайский край и Китай ский Туркестан, собирая громаднейший материал по языку, народному творчест ву и этнографии тюркских племен. У ту винцев (урянхайцев) и карагасов до не го не было произведено записей, и их язык еще никем не изучался. Н. Ф. Ката нов был также первым специалистом- языковедом, посетившим города Китай ского Туркестана Турфан и Хами, и изу чил языковые своеобразия их жителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2