Сибирские огни, 1962, № 5

П ам ят ны е д ат ы ТАЛАНТЛИВЫЙ СЫН ХАКАССКОГО НАРОДА (К 100-летию со дня рождения Н. Ф. КАТАНОВА) Николай Федорович Катанов — ха­ кас по происхождению, родился в ту по­ ру, когда его соплеменники назывались «инородцами» — отсталыми, бесправны­ ми, вымирающими. Но случилось так, что абаканский «татарчонок», сирота, пасший в детстве чужих телят, был удо­ стоен степени доктора сравнительного языкознания и стал почетным членом многочисленных обществ России и За­ пада. Житель степного улуса, он пять лет учился в аскызской школе, где овладел русским языком. После школы работал помощником писаря в «Аскызской Степ­ ной Думе». Четырнадцатилетним подростком Ко­ ля Катанов заявляет своим родственни­ кам о желании учиться в Красноярской гимназии. И в августе 1876 года на пло­ тах с арбузами, вниз по Абакану, а по­ том по Енисею отправляется в далекую и трудную дорогу за знаниями. С осени 1876 г. он становится учеником Красно­ ярской классической гимназии. Здесь большое влияние на него оказал препо^- даватель истории и географии Андрей Кириллович Заводский-Краснопольский, яркий, образованный педагог. Под влия­ нием любимого учителя углубился жи­ вой интерес Н. Катанова к изучению родного края. Он проводит запись сагай- ских текстов и обычаев своего народа (начало записей было еще положено в 1878 году). Позднее гимназист Катанов знакомится с печатными трудами рус­ ского академика Радлова и финского ученого Кастрена, изучавших Хакасию и хакасов. Их труды помогают ему вести собственную работу по записям языка, быта и верований сагайцев. В 1883 году известный исследователь и путешест­ венник Г. И. Потанин опубликовал в сво­ их «Очерках Северо-Западной Монго­ лии» присланное ему гимназистом Крас­ ноярской гимназии Н. Катановым «Опи­ сание бубна и костюма шамана сагай- ского племени». Закончив гимназию с золотой ме­ далью, Николай Катанов по совету из­ вестного тюрколога и педагога Н. И. Ильминского едет в Петербург. В авгу­ сте 1884 года он становится студентом восточного факультета Петербургского университета по разряду арабско-персид- ско-турецко-татарской словесности. Кро­ ме специализированных лекций восточ­ ного факультета, Катанов посещает об­ щие для всех филологов лекции по ис­ тории, истории литературы, общему языкознанию. В 1888 г. Н. Ф. Катанов со степенью кандидата (по-современному — с дипло­ мом отличника) окончил Петербургский университет и был оставлен при нем для подготовки к научной работе. По пору­ чению1 Академии наук, Русского геогра­ фического общества и Министерства просвещения он командируется в Во­ сточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Китайский Туркестан для исследования языка и быта тюркских племен. Средства для проведения экспедиции были выделены весьма скудные, но Николай Федорович горел бескорыстным интересом к люби­ мой научно-исследовательской работе и с готовностью отправился в трудное и далекое путешествие, длившееся более четырех лет. Молодой исследователь на лошадях исколесил Сибирь, Северную Монголию, Урянхайский край и Китай­ ский Туркестан, собирая громаднейший материал по языку, народному творчест­ ву и этнографии тюркских племен. У ту­ винцев (урянхайцев) и карагасов до не­ го не было произведено записей, и их язык еще никем не изучался. Н. Ф. Ката­ нов был также первым специалистом- языковедом, посетившим города Китай­ ского Туркестана Турфан и Хами, и изу­ чил языковые своеобразия их жителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2