Сибирские огни, 1962, № 5
— Люблю я Алтай. После института обязательно сюда приеду. Отара уже прошла, но две овцы отбились от стада и завернули вниз под гору. Чабан-дипломник легким движением ног послал лошадь вперед. Подогнав овец, он издали помахал мне на прощание рукой, Севка ухмылялся, весьма довольный моим конфузом. А мне было и неловко и весело, как при встрече с майминским милиционером. Я тоже ответно помахал на прощание. З а Семинским перевалом в Алтайской земле спят тридцать русских партизан. Стоит над ними каменный обелиск. Проезжая мимо, снимет перед ним шапку этот молодой алтаец-зоотехник, потомок неграмотного кочевника... X I I Сухо и жарко. От -накалившихся скал несет, как от печки. За машиной вьется, облачко белесоватой пыли, мелкой, как туман. Пыль лезет в машину и сушит губы.. Севка вытирает потное лицо платком, и платок становится серым. Но вот, наконец-то, и Купчегень! За селением дорога выносится на пригорок. Впереди у дороги столбик с желтым треугольником и восклицательным знаком. Севка приподнимается на сидении. — Ого!.. Это он? — Он. Один из Катунских бом о в . ' Впереди отвесный высоченный утес. Он монолитен и величав, голая грудь его отполирована за многие сотни лет дождями и ветрами. Кое-где в редких тре щинках прилепились пушинки кустарников. У подножия его мчится бешеный се ро-голубоватый поток, перебрасывая волны через навалы камней. — А это она? — Она, Катунь! Когда-то в этом месте через Катунь был паром. Тракт переходил на другую сторону реки в обход неприступных бомов. Но перевоз через такую реку, как Катунь, опасен и хлопотлив. И дорогу проложили напрямик, высоко над рекой, пря мо на груди великана-утеса. Человека никогда не остановят такие препятствия, как скалы, реки или го ры. Даже древние инки, не имея ни стальных долот, ни динамита, сумели пробить себе пути через скалистые Кордильеры. Нынешние дорожники пустили в ход перфораторы и взрывчатку и управи лись со скалой в несравнимо более короткий срок. Они прорубили прямо в гра ните уступ, шириною в половину будущей дороги. Вторую половину приложили из взорванных обломков скалы, скрепив их цементом и стальными костылями. Со стороны глядя, трудно сообразить, почему эта прилепка тут же не обру шилась в Катунь. Мы въ езжаем на карниз. Скалы нависают над машиной. Слева, по краю карниза, выложен парапет из камней, так же, как и на перевале, он несет скорее декоративные обязанности. Для новичка проехать на машине через Катунекие бомы, наверное, все рав но, что кататься на «чертовом колесе» — и знаешь, что не упадешь, а все же страшно. Мы медленно едем по карнизу, кое-где скалы, нависая, заходят за крышу кабины. Громадный камнище висит над головой, кажется, он совсем отделился от массива утеса и держится неизвестно на чем. — Ничего камешек,— с уважением заключает Севка.— Тонн на двадцать будет. Дорога, прилепившись к утесу , повторяет все его изгибы: кое-где повороты попадают такие, что мне приходится до отказа выкручивать рулевое колесо. Я усердно сигналю перед поворотами, звук глохнет в каменном окружении, как в склепе. Вдруг я слышу слабенькое попикивание, и из-за скалы, как доисториче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2