Сибирские огни, 1962, № 5

За Онгудаем, возле маленького поселочка Хабаровка, горы наконец смы каются тесно, плечом к плечу и решительно преграждают путь. Смешные в своей самоуверенности великаны! Человек, не раздумывая и не колеблясь, проложил дорогу прямо через их ощетинившиеся макушки. Опять перевал!!! Тог же щит, с тремя восклицательными знаками. Но заповеди нам знакомы, даже Севка, за спиной которого Семинский перевал, чувствует себя бывалым человеком и машет рукой — на проход! И мы, не останавливаясь, проезжаем щит. Дорога заворачивает круто влево, л езет на склон горы, и мне приходится сра­ зу же снижать скорость. Костя, задержавшийся возле щита для фотографирования, сейчас обгоняет меня и по-морскому показывает кончик ремешка. Ничего не поделаешь, удельная мощность мотоцикла — в отношении к его весу ■— все же больше, чем у моеи> малолитражного «Москвича». Перевал слишком крут, чтобы его можно было взять «в лоб», как Семин^ ский. Дорога делает зигзаги. Повороты крутые. По краю дороги, идущему у обрыва, выложен невысокий парапет и з камней, а кое-где стоят рядком черно-белые столбики. Они служат только зрительным ориентиром и вряд ли задержат тяжелый грузовик, если его занесет на по­ вороте. Я слышу вдалеке сигнал встречной машины. Прижимаюсь вплотную к скале, под нависшие сверху кусты акаций и глушу мотор. Подъем крутой. Для без­ опасности прошу Севку подложить камень под заднее колесо. Из-за поворота навстречу нам выносится ЗИС , серый от дорожной пыли. Рядом с водителем сидит женщина в модном прозрачном шарфике на темных волосах. Я успеваю заметить ее молодое лицо, безмятежную улыбку, и машина проходит мимо. Мне кажется, что водитель спускается излишне быстро, ведь поворот там до­ вольно крутой. И тут же мы слышим из-за поворота глухой удар, треск ломающегося д е ­ рева, панический, как сирена скорой помощи, визг тормозов... и гробовая тишина. Мы с Севкой разом выскочили из кабины и помчались за поворот. Грузовик стоял, развернувшись поперек пути. Он сильно завалился назад, передние колеса его ещ е стояли на дороге, но задние уже были за краем откоса. Взрытый гравий и сбитые столбики показывали путь; которым шла резко за­ торможенная машина. — Ногу, ногу с тормоза не спускай! — крикнул я еще на бегу водителю, боясь, что в растерянности он опустит педаль и машина скользнет вниз под откос. До конца откоса метров сто, если не более. Мы с Севкой тут ж е выворотили из земли подходящий обломок скалы вдвоем подкатили его к машине и подсунули под переднее колесо. — Ногу все ж е с педали не снимай. Водитель молча кивнул головой. Он сидел напряженный и застывший, весь сосредоточившийся в одном движении, упираясь правой ногой в педаль тормоза, прижимает ее вниз, не ослабляя нажим ни на секунду. Женщина успела выскочить из' кабины и стояла на дороге растерянная и испуганная. Через несколько минут сверху показался еще один спускающийся грузовик. Я поспешил ему навстречу. Шофер его оказался бывалый, ему не нужно было много объяснять. Мы зацепили стальной трос за буксирные крючья машины, и вот гру­ зовик, чуть не попавший в аварию, уж е стоял на дороге всеми четырьмя коле­ сами. Его смущенный водитель, усадив опять свою спутницу, покатил вниз, даже забыв нас поблагодарить. Севка проводил глазами светлый кисейный платочек. — Ева! — заметил он глубокомысленно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2