Сибирские огни, 1962, № 5
ВО ДИ ТЕЛИ , ВН ИМ АН И Е III П еревал Семинский Проверь исправность машины... Художественная литература приучила Севку с уважением относиться к вос клицательным знакам. Поэтому он весьма внимательно прочитал все правила, ко торые нужно выполнить каждому водителю перед подъемом на самый высокий перевал Чуйского тракта. Проверь рулевое управление, тормоза , сцепление... Шоферы Чуйского тракта фаталисты не в меньшей мере , чем лермонтовские гусары. Мало кто из них останавливается у щита, и то только — долить воды в радиатор. Большинство с ходу проносится мимо. Я, вероятно, тоже сделал бы так, но для Севки это первый перевал в его жизни, и к надписи на щите он отно сится с должной серьезностью. Не желая снижать его уважения к перевалу, я с подчеркнуто-серьезным видом обхожу вокруг машины, хмурюсь солидно и пинаю ногой покрышки. Потом посылаю Севку с чайником за водой, про запас для дви гателя. Вода здесь не составляет проблемы: речка Сема журчит рядом с дорогой. Костя сфотографировал щит, но надпись читать не стал, заявив, что успеет прочитать ее и дома. Вода ему тоже была не нужна (охлаждение мотора мотоцикла воздушное, а не водяное, как у автомашины). Для него нет опасности закипеть при длинном подъеме, поэтому он уселся в седло и бросил нам презрительно: — Вы, самоварники, я вас там, на вершине подожду. — Хорошо,— смиренно согласился я и добавил: — Мы тебя догоним на полдороге. Говоря так, я не бравировал, у меня были свои соображения, которые основы вались на том, что Костя еще никогда не ездил через настоящие перевалы. Но он только фыркнул высокомерно и умчался вперед. Дорога идет вдоль пологого склона горы, подъем начинается постепенно и со вершенно не заметен на глаз. В этом и состоит особенность и трудность оценки рельефа горной дороги: окружающие склоны мешают заметить, что дорога идет на подъем. Это замечает только мотор. Вот и сейчас дорога впереди кажется горизонтальной, а мы уж е тащимся со скоростью пешехода. Севка не понимает, почему мы едем так тихо. Он смотрит направо, смотрит налево и не находит никаких объяснений. Но, по своему обыкновению, не спра шивает. Я тоже пока ничего не объясняю. Мне хочется вначале догнать Костю. А вот и он. Мотоцикл его стоит у обочины на подножке. Костя возится с карбюратором и на меня даже не глядит. — Мотор не тянет! — сердито выдергивает поплавок из карбюратора,— Игла пр...роклятая, наверное, западает. — Ничего у тебя не западает ,— говорю я .— Собирай карбюратор. — Так мотор-то не тянет. На второй скорости не берет. — Правильно, что не тянет. Здесь подъем очень крутой. — Да какой тут подъем! — отмахивается Костя.— Разве это подъем? Ров ное место. Спорить здесь бесполезно, словами трудно доказать ошибочность зритель ного определения. Я обращаюсь к элементарной физике. Из нитки и гайки делаю отвес и прикладываю его к краю дверки автомашины. Нитка неожиданно отклоня ется от вертикали на значительный угол. — Здесь все новички карбюраторы ремонтируют,— говорю я .— По опыту знаю: когда я первый раз Семинский проезжал, тоже регулировал. Наверное, и разряженность воздуха сказывается, высоко забрались.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2