Сибирские огни, 1962, № 4
большую монографию А. Туркова о Твардовском1. Белинский видел силу художественно го типа в том, что он являлся перед на ми как бы «знакомым незнакомцем». Ис тинный . художник повертывает привыч ное так, что оно открывается нам как впервые увиденное. Думается, что в этом же состоит и мастерство критика-иссле дователя. Поэт, знакомый чуть ли не с младенческих времен наших, поэт, чьи строки заучивали и цитировали, неожи данно возникает перед нами незнаком цем, открывается новыми мыслями, об разами, ритмами. «Знакомым незнаком цем» встает перед читателями А. Твар довский в книге А. Туркова. Мы как бы заново вместе с автором монографии пе речитываем поэмы и стихи поэта, испы тывая радость первого знакомства. Не раз критики справедливо оспари вали взгляд на Василия Теркина, как на образ только традиционный, якобы ли шенный черт советского человека. Но делалось это большей частью поверхно стно, приводились цитаты, содержащие так называемые «приметы времени», из которых явствовало, что Теркин связан с атрибутами советской жизни. Напри мер, занимая вражеский блиндаж, герой «книги про бойца» заявляет: Здесь, ребята, чай пить можно, Стенгазету выпускать. А. Турков идет иным путем. Он вни мательно исследует всю художественную структуру образа, проникает в душев ные глубины, в сознание героя. Мысль о советском характере Теркина, об орга ническом слиянии в нем чёрт традицион ного национально русского и современ ного советского солдата неопровержимо выводится из анализа всей образной тка ни произведения. Критик соотносит об раз Теркина с образом старого русского солдата из главы «Два солдата», рас крывает своеобразие чувства родины ге роя, его «нравственное изящество», весь комплекс его чувств и мыслей, и читате лю становится ясной бессмысленность противопоставления тоадицион н о с т и Теркина советскому содержанию его ха рактера, расшепления живого образа на два искусственно выделенных начала. Достоинством книги А. Туркова явля ется постоянное стпемление к целостно му анализу поэм Твавдовского. Исследо ватель знакомит читателя не с отдель ными образами, не с удачно выбранны ми яркими кусками текста, а с системой художественных образов, связа н н ы х единством композиции и сюжета. В гла ве о «Стране Муравии», например, мно го внимания уделяется фигуре кулака Ильи Бугрова; пожалуй, никто рань ше так глубоко и полно не раскрыл смысл и значение образа «доброго» сосе 1 А. Т у р к о в . Александр Твардовский. М., ТИХЛ, 1960. да героя поэмы Никиты Моргунка—его «заклятого друга», всю жизнь питавше гося соками, искусно выжатыми из тру да и пота мужика-хлебороба. Но деталь ное рассмотрение слов и дел Ильи Буг рова ведется в исследовании так, что каждая новая строка проливает новый свет на характер Никиты Моргунка, об нажает глубокую пропасть, разделяю щую работягу-землепашца, мучительно ищущего верного пути на некоторых до рогах эпохи, от тунеядца Бугрова. Мастерство А. Туркова выражается и в умении обнажить подтекст произведе ния. Приведем только одну цитату из главы о «Стране Муравии»: «Казалось бы, последняя глава начи нается бодро, чуть ли не празднично. Страшная пустота, образовавшаяся в груди Никиты после пропа?ки коня, уже позади; он снова —- сам себе хозяин. Чуть свет — стоит в оглоблях конь Под расписной дугой, И крепко стянута супонь Хозяйскою рукой. И внезапно тоскливая нота прорезает это вроде бы спокойное течение рассказа: И хоть бы вышел кто-нибудь. Окликнул Моргунка... Мало того, что это по-житейски понят но: неуютно одному отправляться в до рогу чуть свет, когда сладко спит ухо дившееся за летнюю страду и за вчераш нюю свадьбу село... Но у Моргунка уже нет и внутренней убежденности в необходимости искать далее свою Страну Муравию. Он бы и рад, чтобы его окликнули, удержали... Но спит село; снова Моргунку надо само му делать выбор, и на этот раз оконча тельный». Критик увидел и показал нам значи тельное содержание,. скрывающееся за двумя, на первый взгляд, самыми рядо выми, проходными строчками, открыл в них не только «по-житейски пойятный» подтекст, но и более важный и менее от крытый невооруженному глазу идейный смысл, ставящий эти строки на главную идейно-сюжетную магистраль поэмы. Книга завершается главой «Собствен ный лад», дающей характеристику худо жественного мастерства и поэтического своеобразия А. Твардовского. Глава эта небольшая, но она опирается на работу, проделанную всем исследованием, где рассмотрение идей постоянно ведется в тесной связи с их художественным во площением. В этой главе особенно инте ресна мысль о взаимоотношениях поэзии Твардовского с устным народным твор чеством. Не отвергая общепринятого по ложения о большом значении русского фольклора для Твардовского, исследова тель считает, что фольклорное начало проникает в поэзию автора «Страны Муравии» и «Василия Теркина» не книжными путями, а в непосредственном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2