Сибирские огни, 1962, № 4

репортеру, я не сомневаюсь в реальном существовании бригадира Егора Ивано­ вича, старого рабочего Михаила Алексе­ евича, капитана, штурмовой бригады бульдозериста Николая Новикова. Но мое воображение не получило достаточ­ ной пищи, чтобы почувствовать живой облик этих людей. Зато все они вме­ сте — летчики, шоферы, плотники, ин­ женеры, горняки, доменщики, прокат­ чики, демобилизованные моряки, «ро- бинзоны» тайги и новоселы ее будущих оазисов, старожилы и люди прикоманди­ рованные, «впередсмотрящие» и отстаю­ щие,— проходя по страницам книги, об­ разуют контуры коллективного героя, портрет р а б о ч е г о ч е л о в е к а , о котором Стариков думает постоянно, чер­ ты которого» он изучает вдумчиво и серьезно. Черты этого человека любы и дороги ему не только в суете шумной новостройки или в гулких корпусах зна­ менитого завода, но и в полусонном по­ селке заброшенного рудника, где старые рабочие - пенсионеры с п р а в л я ю т п р а з д н и к , найдя случайную работу «на мир», и вновь затосковав, когда она кончалась. Не знаю, что милее художни­ ку: буйная поросль комсомольцев — или поколение его сверстников и старых рабочих, чья память, сила и слава — в труде, кто понимает, что и перо в руках немногим легче кайла, молота или штур­ вала, в ком писатель-следопыт невольно ищет себе сотоварищей по думам, меч­ там, находкам и сомнениям. «Нет еще на Урале,— заканчивает В. Стариков свою «Заводскую тетрадь», — памятника рабочему человеку. Его могучими руками вскрыты тайные кла­ довые каменного края, построены все эти заводы, подняты в небо высокие тру­ бы. Он — начало всех начал жизни этой земли. Такой памятник будет по­ ставлен». В прозе В. Старикова можно легко уловить голоса и краски старых и новых русски ^ мастеров слова. Но не стоит называть имена и проводить параллели. Тут дело не в частностях, а в том, что русская история, культура русского ху­ дожественного слова — вот та духовная атмосфера, тот воздух, которым широко и привольно дышит писатель. Под первым впечатлением от этой кни­ ги я хотел начинать свою рецензию с того, что ее автор прежде всего — ли­ рик, что наибольшей силой проникнуты те новеллы, в которых живо ощутим сам писатель. «Застал меня стремительный и силь­ ный дождь. Я стоял под березой и смот­ рел, как травинки пригибались под уда­ рами дождя — быстро, быстро». Залю­ бовавшись игрой света в лесу, художник не упускает из виду близкую м а л о с т ь : «Подымешь ветку крыжовника, а там крохотные грушки». Он так и говорит о себе: «Я шел, отмечая всякую мелочь лесной жизни». «Есть особая радость от пеших прогулок, когда можно близко увидеть каждый кусочек земли». А если случалось ему увидеть землю «с птичь­ его полета», то находились в его палитре нужные краски, чтобы дать картину не­ объятного простора Талант В. Старико­ ва не исчерпывается лирическим родом. Смотреть на природу он учится глазами своих героев, рабочих людей. Как и для них, природа для него — сама земля, ее недра, вовлекаемые в горячий водоворот человеческих дел. «Бьется внутри не­ истовое пламя, превращая каменную зем­ лю Урала в жидкий чугун». «Среди пустых лесов капризно кру­ тится узкоколейка, то по глубокой доли­ не, то одолевая подъем. Деревья вплот­ ную подступают к насыпи, временами ветки хлещут по вагонам, и ветром в ок­ но заносит белые лепестки черемухи». Искушенный в наблюдении жизни природы, глаз художника по-новому вос­ принимает внутренний вид литейного це­ ха. «При каждом выпуске чугуна стек­ ла, затянутые плотным морозным узо­ ром, медленно, словно накаливаясь, ба­ гровеют. Потом постепенно остывают». Великолепен лаконизм этого образа, са­ мый ритм фразы, передавший ритм того, что происходит в цехе в строгие минуты литья. Доменные печи рисуются В. Старико­ ву «черными утесами», а трубы, охва­ тывающие бронированные корпуса,— «змеиным кольцом». Но и предметы тру­ да вторгаются 8 видение природы, и ве­ тер шумит в лесу, «как приближающий­ ся на полном ходу поезд»... Недаром свою заметку о переменах в жизни леса писатель назвал не календа­ рем природы — в самом тексте звучит именно это пришвинское выражение, — а к а л е н д а р е м ж и з н и , и это оп­ ределение хорошо передает характер всей талантливой книги В. Старикова. Е. Б е л е н ь к и й ПОЭТ, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО... П оэзия А. Твардовского всегда пользовалась исключительным вниманием читателя и критики. В словах из книги «За далью даль» о поэте, что «вошел на гору и отовсюду виден стал», при всей очевидной самоиронии автора, сказана сущная правда. Пожалуй, никто из поэтов-современников не вызвал такой обширной исследовательской и критиче­ ской литературы, как А. Твардовский. И; вот мы с интересом читаем новую не­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2