Сибирские огни, 1962, № 4
дождем везет наверх впервые добытую в новом гигантском карьере «синьку», самую богатую курскую руду,— им дви жет подлинное вдохновение. И думает он не о деньгах, не о славе, а только о той радости, которую доставит людям, ждущим «большую руду». Рейс конча ется трагически. В сущности, Пронякин погибает бесславно, так и не дожив до общего торжества. Но пережитая им на едине радость — частица той большой и общей радости. В ней — Пронякин настоящий человек, способный на под виг и совершивший его. В чем же смысл этой маленькой по вести? А нужно ли его исчерпывать мора лью? Все говорит за то, что это невоз можно. Повесть писалась не ради мо рали, но для того, чтобы проникнуть в реальный облик нашего современника, человека сложного и противоречивого, еще не совершенного, но в главном — внушающего большую веру в силу сози дания, испытавшего высшую радость от сознания своего участия в великом об щем деле. Говоря о первой повести молодого пи сателя (Г. Владимов был прежде изве стен читателю как критик), не следует обходить и ее слабостей. В печати уже отмечалась недостаточная стройность композиции, в частности, неоправданно растянутый конец (сцены в больнице),— эти подробности действительно ничем уже не обогащают облик героя повести, отвлекая на себя в то же время значи тельную долю читательских эмоций, за слоняя главное. Чисто внешне, хотя по- своему выразительно, представлены «другие», довольно многочисленные пер сонажи, окружающие Пронякина. Конеч но, впечатление ослабевает. И все же хочется отметить, что в целом по весть интересна и значительна. Ю р и й Б и р м а н КАЛЕНДАРЬ ЖИЗНИ П росторы и дебри, стройки и заво ды -золо ты е просеки, возникаю щие в таежном сумраке Урала; история края и судьбы людей; пейзажи, встречи и разговоры с людьми — и сам автор, идущий, едущий, размышляющий, ра достно поспевающий за непрестанным движением жизни советского края,— та ков охват книги, обусловившей ее по строение и оглавление частей, назван ных тетрадями. Их три: «Лесная тетрадь». «Заводская» и «Северная»1. Многие журналисты, начав свой путь с очерка, стремятся перейти к большой сюжетной форме. Иначе у Виктора Ста рикова. Сюжетные произведения для не го не новы — он писал их еще лет два дцать тому, назад, и теперь, когда за его плечами большой разносторонний писа тельский опыт, «бессюжетный» род, в котором он пишет свои последние вещи, есть для него более высокий этап раз вития. В. Старикову не свойственна внешняя занимательность, комизм острых ситуа ций. Только раз позволил он себе пере дать услышанные в маленьком поселке телеграфно-телефонные монологи, в ко торых прихотливо соседствуют депеша о том, что «щука пошла хорошо» или что нет резона «делать печь в двадцать тонн», когда можно при тех же затратах делать в пятьдесят, заказ молодой жены своему Косте достать Ванечке ботинки полегче и, ввиду безжалостно отклю ченного телефона, мольба к телефонист ке: «Скажите, что целую»... Когда-то писатель рассказал историю немолодого доктора, который слишком поздно разглядел рядом беззаветно лю бящее существо. Малый мир пережива ний одиноких душ казался выключен ным из большого мира борьбы за общее счастье. В «Золотых просеках» тихая радость вдовой солдатки и ее «Кузяки», счастливая любовь молодой воспита тельницы, жены горняка, немыслимы вне бурливого потока окружающей жиз ни. Казалось бы, ничего не нужно этим двум, которые свадьбу сыграли три ме сяца назад и «не могут еще опомниться от счастья, дорожат каждой минутой, ко гда могут быть наедине». Но это слиш ком большая радость, чтобы уместиться в скорлупке семейного .гнезда. Лишь пос ле, когда Марийка горячо вошла в муж нины большие заводские дела, огнем сверкнула ее пламенная и страстная на тура: «Марийка схватила вдруг жерди ну и так энергично пошевелила в затуха ющем костре, что дымные языки пламе ни и рой искр высоко взметнулись над нами...— Вот так, Павел, жить надоГ Только дым от ваших разговоров, огня не видать. Что вы все только примеря етесь! Вот, по-моему...» В. Стариков глубоко привязан к чело веку, а между тем ему не всегда удают ся портреты людей. Выть может, это происходит оттого, что он избегает шаб лона, не хочет строить образ только на внешних приметах, ищет путей к душе своего героя, может быть, дорожит он ритмом повествования и опасается, что тщательно вырисованные фигуры выпа ли бы из подвижной рамки путевого очерка? Я верю В. Старикову, летописцу и 'В . С т а р и к о в . Золотые просеки. Сверд ловское книжное изд., 1961.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2