Сибирские огни, 1962, № 4
ги невыполнимого производственного плана,— правда, сначала ради денег, но ведь потом и его захватила мысль о «большой руде»! Вот он идет на под виг — почин Пронякина работать под дождем, что всеми считалось решитель но невозможны!«... Скептики усмехают ся: «почина не выйдет», но он все-таки поступает по-своему. А «почина» и в самом деле не вышло. И «подвига» не было — одно безрас судство... Даже трагический конец не делает Пронякина. героем. Он остается лишь одним из тех, кто первым дал боль шую руду, и его фотографию неловко впечатывают в общий снимок бригады, где «герой» улыбается «другой улыб кой» и кажется странным — в модном галстуке и с папиросой среди шоферов в ватниках и комбинезонах. Таким, ка кой он был, его уже почти не помнят — веселым и самоуверенным парнем в ры жей вельветовой куртке на молниях, в кепке, надвинутой на глаза, чтоб не сор вало ветром, на краю необъятной чаши карьера,— человеком, жаждущим уча стия в огромном деле, всей красоты и ве личия которого он до конца еще не по нимает, мечтая лишь о том, чтобы по прочнее «устроиться» в жизни. На протяжении короткой повести Про- някин остается сам собой — его не успе вают «перевоспитать». Схема не совме щается с образом. Герой типичен и обык новенен, и все-таки он вовсе не похож на тот знакомый литературный образец, с которым мы все время невольно пыта емся его сравнивать. Он самобытнее, самостоятельней, упрямей, а главное, он твердо знает, чего он хочет в жизни, и его не так-то просто в этом переубедить. Пронякин хочет укорениться в жизни, завести свой дом (не дом-недвижимость, скорее — дом-семью), вырастить детей. Свою мечту он облекает такими буднич ными, «некрасивыми» словами, что она кажется гораздо мельче и низменнее, чем есть на самом деле. Но и в действитель ности она не очень высока. Со стороны легко подумать, что Пронякин — зауряд ный себялюбец и рвач. И кое-кто дума ет именно так. Пронякин с горечью соз нает, что никто про него не скажет «ра ботяга»; говорят — «этот из кожи ле зет за деньгой». А чем он хуже других, разве он выполняет не ту же работу? Пронякин не всегда собой доволен. Он безусловно предпочел бы быть таким, как «другие». Ему вполне доступна ро мантика «большой руды». Но одно де ло — романтика, другое — жизнь. Стремление Пронякина вырваться впе ред и сделать две-три ездки сверх плана вызвано не самыми высокими соображе ниями. «Мне заработать нужно, жизнь обстроить, обставить, как у людей. Тог да, пожалуйста, тогда я тебе и десять норм бесплатно отработаю... Не-ет, я се бе жилы вытяну и на кулак намотаю, а выбьюсь...» За этой внешней грубовато-непритяза- тельной оболочкой в Пронякине мелька ет нечто более глубокое, человечески доброкачественное. В нем действитель но есть качества, похожие на благород ство, — его отношение к женщинам, на пример. Не менее бросаются в глаза его искренность, человечность, доброта, на конец. Еще—терпимость к людям. Един ственное, к чему он абсолютно нетер пим,— это фальшивая, торгашеская «честность»: так, благостная старуше чья мораль Наташки, его невесты, встре чи с которой Пронякин ждал два года, будучи в армии («Нет уж, Витенька, это уж когда запишемся, а так я не дамся, уж ты не думай, не такая...»),— застав ляет, его бежать от нее без оглядки. В его глазах честнее и порядочней «опыт ная» буфетчица, еще красивая, хотя уже не очень молодая женщина, пожа левшая его на вокзале, которую он, не задумываясь, позвал с собой, и кото рую по-своему любил, не обещая ей и взамен не требуя никакой такой особой верности. Ему и слово-то «верность» вроде бы чуждо. Иное дело — доверие. Пронякину необходимо взаимопони мание с людьми, которые его окружа ют,— без этого он жить не может. Это — человек, привыкший жить в кол лективе. Но есть в его поведении и та кие стороны жизни, которые мало обще го имеют с коллективизмом. Так, недо гадливость официантки из «зверинца», не уразумевшей смысла в его «благород ном» жесте: «Сделайте на все... Сдачи чтоб не было...» — заставляет Проня кина с гордостью подумать: «Женулька б, та мигом поняла. И всем было б хоро шо, и ей было б хорошо, и комар бы но са не подточил. Эх, сколько народу не на своем месте сидит!» Этот глубоко мысленный вывод подкрепляется, види мо, воспоминанием о другой «непонят ливой» девице, которая нехотя торговала газированной водой на стройке, мечтая о настоящей работе, сироп она наливала аккуратно, «счастья» своего не видела: «Эх, сюда бы женульку определить, — думал Пронякин, — она бы тебе показа ла. Уж у нее бы потекла копеечка». Все это далеко от тех привычных пу тей, которыми прошли десятки, если не сотни, «положительных» и .«перевоспи тавшихся» героев. Пронякин не ложится в схему. Он умеет самоотверженно тру диться. Свой «маз» он любит и лелеет, как живое существо, едва ли не более дорогое ему, чем «женулька». Он горя чо верит в то, что «его» карьер даст большую руду, верит, как можно ве рить только в дело всей своей жизни, Его жизнь на самом деле связана с карь ером; от «большой руды» зависит и бла гоустройство поселка и демонстрация более свежих кинокартин, и качество продуктов в магазине. Но тут уж дейст вует не материальный расчет, а нечто гораздо большее. И когда Пронякин под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2