Сибирские огни, 1962, № 4
«.Ровесница», где ответственнейшая те ма, связанная с образом юного Владими ра Ульянова, разрешена и легковесно, и попросту непоэтично. Какими-то прими тивными средствами, не свойственными ему, излагает (именно — излагает) В. Федоров воспоминания старой жен щины — «односельчанки (?) и ровесни цы Володи, то есть Ильича». Откровенно прозаична и по сути своей не образна концовка, характерная для стиля и инто нации всего стихотворения: Сказала тоном неуверенным: — Когда бы я, ребята, знала. Что будет он, Володя, Лениным, Тогда б я все запоминала. Есть на страницах сборника и еще не сколько неудачных стихотворений, кото рые напрасно включены в него. Но яв ное большинство стихов достойно их ав тора. Найдет читатель в этом сборнике и три поэмы: «Седьмое небо» (которую я уже упоминал), «Золотая жила» и «Обида». Жанр этот, хотя зачастую в очень своеобразном преломлении, орга нически близок В. Федорову едва ли не с начала его творческого пути, и об этом нашей критикой сказано уже довольно много. В рецензии на сборник нет, ко нечно, возможности анализировать поэ мы, тем более, что о двух из них напеча тано уже немало высказываний. Замечу лишь, что из трех этих произведений наибольшее художественное значение имеет «Золотая жила», поэма, рассказы вающая о прошлом, о том, как борьба за личное счастье, за право на любовь пе рерастала в борьбу (нередко — траги ческую) за счастье народное. Василий Федоров — поэт, работаю щий много, плодотворно и «плодовито». Большинство из того, что он пишет, под тверждает и все более закрепляет его видное положение в ряду мастеров со ветской поэзии. Г. Ц у р и н о в а „БОЛЬШАЯ Р У Л А “ О первой повести Георгия Владимо- ^ ва «Большая руда», напечатан ной в седьмом номере журнала «Новый мир» за 1961 год, разумеется, есть и мо раль, которую н'етрудно передать немно гими словами, и слова эти заключены в ней самой. Их произносит не очень при влекательная с виду (ближайшего зна комства с нею автор избежал), правиль ная и восторженная «горнячка» — моло дой специалист, три месяца назад при бывший на карьер из института. В про тивовес тем нытикам и маловерам, кото рые, вздыхая, жалеют о жизни в боль ших городах потому, что новостройка — это ведь не только романтические «труд ности», но и будничные невзгоды,— она с естественным и искренним энтузиаз мом произносит: «Но разве можно ску лить, жаловаться, если живешь среди таких людей!» И поясняет — среди лю дей, «которые живут настоящим делом, делают его своими руками. Они иногда бывают грубыми, я видела, как они пьют, участвуют в драках, сквернословят. Но это потому, что им не приходит в голову взглянуть на себя. Сколько в них насто ящего рабочего благородства!» Мысль справедливая, но самая пра вильность ее как-то уж слишком при мелькалась, как примелькались повести, романы и рассказы о «простых» людях, «не умеющих увидеть себя со стороны», об их духовной непритязательности, за частую выдаваемой за благородство. И разве борьба за интеллектуального ге роя не есть протест против такой литера туры, где автор, призывая читателя вос хищаться своими героями, в то же вре мя снисходительно наклоняется к ним, делая вид, что не замечает (или действи тельно не замечая) их интеллектуальной и эмоциональной убогости? Повесть Г. Владимова — о «простом» человеке — полемически направлена против литературы такого рода. Нет, шофер Пронякин не «интеллектуальный герой» в том смысле, как это понимают те современные писатели, которых прив лекают образы «философствующих мо лодых людей нашего времени, чьи ге рои задумываются о смысле жизни, об лике нового поколения и других более или менее «высоких» материях. Но «про стой» человек этот вовсе не прост. Пронякин иногда не прочь посмотреть на себя со стороны: да, у него в прошлом есть грешки — случалось, выпивал, не зная меры; был летуном; пытался гнать ся за большими деньгами... Но свою се годняшнюю мечту он сам считает серь езной и вполне достойной степенного тридцатилетнего человека: «Домик здесь заимеем,— думает он, попав на громад ную стройку. —...И чтоб все было в до ме — холодильничек, телевизор, мебель всякая. А со временем-то, может, и ма шинку заведем...» Впрочем, это послед нее уже почти на грани недосягаемого идеала. Нельзя сказать, что раньше нам не приходилось встречаться с такими же примерно мечтами только что попавшего на стройку человека. Читая повесть, мы легко отыщеи торную дорожку: вот наш малосознательный герой попал в хоро шую и дружную бригаду; сейчас его начнут перевоспитывать; теперь — он показал себя настоящим рабочим челове ком, изыскивая способы выполнения поч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2