Сибирские огни, 1962, № 4
Шатрову преодолеть тяжелую травму. Он уничтожает неотправленное письмо. Так происходит разрыв. Мы верим то му. что перед нами происходит с Шатро вым. И все же, читая рассказ, невольно спрашиваешь: а отчего все это так про изошло? Может быть, потому, что сту дентка Анна, которую он любил, решила не ехать вместе с ним на Восток? Воз можно, автор не хотел «нажимать» на этот уже достаточно известный мотив? Может, дело обстояло по-другому? Ведь мы не знаем точно, кто он, Шатров, как проявит он себя в других обстоятельст вах. А что знаем мы о душевных каче ствах Анны? Какой она человек, сумеет ли понять героя, приехать, объясниться, найти?.. Наконец, верно ли, хорошо ли поступили они оба? Таких вопросов можно было бы за дать много. Они возникают, ибо пока лишь продемонстрирована способность заглянуть в душевный мир героя, и нет необходимой многогранности в раскры тии его как человека — его нравствен ных принципов, его взглядов на жизнь, его общественного лица. Все это оказа лось за пределами рассказа. Л. Корытковская в рассказе «Кешка», например, задается достаточно ясной целью: показать, как начинается станов ление характера, формирование лично сти героя, как даже в трудных условиях такое становление ведет к признанию мо рали людей труда. Кешка временно живе* у бабушки. И мальчику, конечно, сначала невдомек, что она за человек, какой смысл имеет эта чистая пустая комната, где разве шаны иконы, где бабушка бьет земные поклоны, куда не заходят даже редкие посетители ее дома. Кешка не бездель ничает: бабушка заставляет его то уби рать за свиньями, то собирать ягоды, то продавать на рынке молоко. Как буд то бы в этом ничего плохого нет, однако в этом собирании ягод (за вознагражде ние), в откорме свиней (чтобы продать их подороже), в стремлении все изме рить копейкой и раскрывается Кешке смысл бабушкиной жизни, ее понимание труда: ради прибыли, ради мелкой коры сти — для себя. Нет, писательница не идет в рассказе по линии наименьшего сопротивления. Бабушка для Кешки все-таки родная. А сын ее, такой же как мать, замкнутый, Ч у в с т в о шеры Когда перечитываешь рассказ Л. Ко- рытковской, начинаешь обращать внима ние и на то, к а к выписаны его образы. Вот Мария, хитрая нищенка, попрошай ничающая в поездах с чужим ребенком на руках. Мария может появиться наряд ной, в модном блестящем платье. Тогда она почти красива. Но вот такую наряд ную Марию заметил Кешка, и она на помнила ему ящерицу, ее «зеленая спин- жадный, себялюбивый, внешне кажется хорошим человеком: «в соломенной шля пе и с портфелем, он походил на добро го, немного усталого учителя». Сознание истинного значения этих лю дей приходит к мальчику постепенно через их разговоры, через их дела, че рез вещи, которые их окружают, через этих пошлых рыночных лебедей над кро ватью, пузатые замки, мощные заборы, которые как бы вещественно подтверж дают бабушкин запрет играть с другими детьми. Эта замкнутость, отъединенность на поминают о другой, более страшной замкнутости — духовной. И вот этого уже не может снести Кешка. Воспитан ный нашим обществом, он не может при мириться с существованием денег как нравственным мерилом человека. Эта бескомпромиссность героя невольно за ставляет вспомнить другой рассказ. Пе ред Еленой Сергеевной, героиней расска за Анатолия Никулькова «Трудное зна комство», возникает подобная же зада ча: вырваться из узкого мирка домашно сти, гостей, обедов, угояедения мужу. Но решить ее героине не под силу. Она от казывается от работы, куда было посту пила, идет на компромисс с собой — вновь остается дома, чтобы жить «под надежной защитой мужа» и в то же вре мя тосковать о большем, тихо ненави деть «эту монументальную кровать с ни келированными спинками». Писатель рассказывает нам, как «тревожно и гру стно» героине, говорит о ее метаниях, взаимоисключающих решениях («Домой, домой». — «Не дома, только не дома»), о том, как хотелось бы Елене Сергеевне жить «с гневом и любовью». Но какова же роль этой психологической подготов ки, если она не завершается действен ным результатом? Писатель в этом слу чае стремится показать п о т е р я н н ы е возможности человека. И это его право. Однако нам больше импонирует мальчик Кешка, который находит в себе силы для борьбы против замкнутости бабуш киного «темного царства». «Кешка уда рил кулаком по оконной раме. Посьша- лась замазка. Впервые за много лет рас пахнулось, с треском разрывая бумагу, окно», распахнулось на улицу, «где про ходили мальчишки и девчонки в пионер ских галстуках». С этими ребятами и пойдет Кешка. ка блестела нежно, как шелковая», «ящерица была холодная, длинная, с ма ленькой головой». Всего одно беглое сравнение, но оно «открывает» ту двой ственность, двуличность Марии, кото рая и составляет суть образа. Такая меткость и точность необходи ма в рассказе. Ведь само чувство прав ды неизбежно должно сказаться в фор ме рассказа, созданной по законам ме 12- «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2