Сибирские огни, 1962, № 4

героя, можно осуществить по-разному- При первом знакомстве, в начале рас- н •сказа М. Сыровой «Четвертый пасса- с жир», едущая в поезде учительница ка- ц жется нам отзывчивым, славным чело- к веком. Она радушно разговаривает с в пассажирами, предлагает им отведать и своего варенья, а когда речь заходит о к воспитательной системе Макаренко, по- л строенной на доверии к человеку, го- л рячо ее отстаивает. Но оказывается, что I «четвертый пассажир», еще совсем мо- р лодой парень, возвращается из мест за- с] ключения. ' с Куда девались хорошие намерения в учительницы, защита ею системы Мака- х ренко, вера в человека... Она заботится г теперь только об одном: как бы уберечь свои чемоданы, и вовсе не думает, что г «четвертый пассажир», споткнувшись г •однажды, теперь решил окончательно е порвать со своим прошлым и что ему } сейчас особенно дорого и нужно как раз { человеческое доверие. То, чего не поня- I ла учительница, понимает старичок пен- I сионер. Он поддерживает «четвертого» I в лучших его стремлениях — снова и с теперь уже окончательно стать на путь > честной жизни... .1 Н а п р а в л е н и е п с и х о л о г и з м а Да, это так: рассказ, как и роман, тре- I бует углубления во внутренний мир ге- 1 роя. Писатели, обращающиеся к раскры- ] тию нравственных черт современного че- I ловека, стремятся познакомить нас с его ] раздумьями, чувствами, переживаниями. 1 В рассказе Раисы Белоглазовой «Ветка багульника» мы встречаемся с внутрен- < ним монологом героя, хирурга Конопле­ ва, где он слишком поздно понимает гу- ( •бительность своего бессердечия, прибли- 1 зившего смерть медсестры Марии. Под- ] робно и свежо рассказывает нам Петр Корякин в своей новелле «Ближние да- 1 ли», как у молодого парня Анатолия, по- ] павшего на целину, в сердце прораста- ] ет привязанность к этому краю, как воз­ никает теплое чувство к суровым и му- : жественным людям целины. Подобные ( примеры можно было бы продолжить, и они, вероятно, могут свидетельствовать I о возрастающем мастерстве наших рас- ] сказчиков. Но значит ли это, что внима­ ние к переживаниям героя, его духовной жизни — это уже известная гарантия ( успеха? Отвечая на этот вопрос, обратимся к небольшому рассказу А. Воронова из од- ] поименного сборника «Утренний свет». I О чем рассказывается в нем? Алексей I Шатров, только что получивший диплом гидрогеолога, собирается уезжать. В 1 студенческом общежитии, где он прово.- дит последние часы перед отъездом, бы- : ло неуютно. «На опустевшей этажерке 1 лежал старый журнал с оторванной об­ ложкой, а на нем маленькая перчатка». И по тому, как сдерживается Алексей, Что это — частный случай? Нет, ко­ ечно. И здесь мы вспоминаем рассказ современной американской писательни­ ы Дороти Паркер «Большая блондин­ а». В нем речь идет о гибели женщины, ставшей на путь «легкой жизни». Она нравственно и физически опускается все ниже и ниже, ибо некому помочь ей: в мире бизнеса, воинствующего индивидуа­ изма каждый заботится только о себе. В нашем обществе, где побеждает мо­ аль коллективизма, разрешение кон­ фликта в подавляющем большинстве лучаев принципиально иное. И это со­ ершенно верно почувствовала и переда­ ла М. Сырова расстановкой героев свое­ о рассказа, его конечным выводом. Другое дело, что сам образ старого пенсионера, имеющего столь важное значение в рассказе, очерчен, на наш взгляд, недостаточно полно и не во всем убедительно. В долгих расспросах ста­ ричка чувствуется порой какая-то не­ нужная назойливость и дидактичность, как раз неуместная для героя, который, как оказалось, несмотря на свою весьма кромную и необещающую внешность, явился наиболее чутким, отзывчивым че­ ловеком. не отвечая на телефонный звонок, как тревожно разглядывает он брошенную перчатку, «поворачивая ее в руках», и потом сковыривает «пятнышко масляной краски, застывшей на черном перчаточ­ ном пальце», мы понимаем, что герою трудно, тяжело, непереносимо. Он реша­ ет то самое «быть или не быть», от ко­ торого, может, многое будет зависеть в его жизни. Изображая героя, автор не ведет нас путями скучных описаний, он показывает все, как есть, как действи­ тельно может быть у человека любяще­ го, но силой обстоятельств принужден­ ного оставить ту, которая дороже всех на свете. «Резко, словно бросившись в холод­ ную воду», толкнул Алексей дверь, на­ брал телефонный номер. «Ему показа­ лось, что прошла вечность, пока там сняли трубку». Быть может, ее ответ все переменит. Но девушки, которой звонит Алексей, нет дома. Взволнованный, ге­ рой ходит по комнате. Он пишет письмо, он заканчивает последние строки: «Я хо­ чу сказать, что люблю тебя, как не по­ люблю, - наверное, уже никого...» Вот и время отъезда. Он один. И только за окном бегут «черные, прозрачные тени от вагонов», проносятся, кивая ветками, деревья, рябит пятнами света «вся про­ низанная солнцем, березовая роща». «Шатров жадно смотрел в окно на весь этот огромный, омытый дождем, свер­ кающий чистыми радостными красками мир, и в его груди пробуждалось новое, незнакомое ему чувство». Жизнь, при­ рода с ее утренней свежестью помогут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2