Сибирские огни, 1962, № 4
героя, можно осуществить по-разному- При первом знакомстве, в начале рас- н •сказа М. Сыровой «Четвертый пасса- с жир», едущая в поезде учительница ка- ц жется нам отзывчивым, славным чело- к веком. Она радушно разговаривает с в пассажирами, предлагает им отведать и своего варенья, а когда речь заходит о к воспитательной системе Макаренко, по- л строенной на доверии к человеку, го- л рячо ее отстаивает. Но оказывается, что I «четвертый пассажир», еще совсем мо- р лодой парень, возвращается из мест за- с] ключения. ' с Куда девались хорошие намерения в учительницы, защита ею системы Мака- х ренко, вера в человека... Она заботится г теперь только об одном: как бы уберечь свои чемоданы, и вовсе не думает, что г «четвертый пассажир», споткнувшись г •однажды, теперь решил окончательно е порвать со своим прошлым и что ему } сейчас особенно дорого и нужно как раз { человеческое доверие. То, чего не поня- I ла учительница, понимает старичок пен- I сионер. Он поддерживает «четвертого» I в лучших его стремлениях — снова и с теперь уже окончательно стать на путь > честной жизни... .1 Н а п р а в л е н и е п с и х о л о г и з м а Да, это так: рассказ, как и роман, тре- I бует углубления во внутренний мир ге- 1 роя. Писатели, обращающиеся к раскры- ] тию нравственных черт современного че- I ловека, стремятся познакомить нас с его ] раздумьями, чувствами, переживаниями. 1 В рассказе Раисы Белоглазовой «Ветка багульника» мы встречаемся с внутрен- < ним монологом героя, хирурга Конопле ва, где он слишком поздно понимает гу- ( •бительность своего бессердечия, прибли- 1 зившего смерть медсестры Марии. Под- ] робно и свежо рассказывает нам Петр Корякин в своей новелле «Ближние да- 1 ли», как у молодого парня Анатолия, по- ] павшего на целину, в сердце прораста- ] ет привязанность к этому краю, как воз никает теплое чувство к суровым и му- : жественным людям целины. Подобные ( примеры можно было бы продолжить, и они, вероятно, могут свидетельствовать I о возрастающем мастерстве наших рас- ] сказчиков. Но значит ли это, что внима ние к переживаниям героя, его духовной жизни — это уже известная гарантия ( успеха? Отвечая на этот вопрос, обратимся к небольшому рассказу А. Воронова из од- ] поименного сборника «Утренний свет». I О чем рассказывается в нем? Алексей I Шатров, только что получивший диплом гидрогеолога, собирается уезжать. В 1 студенческом общежитии, где он прово.- дит последние часы перед отъездом, бы- : ло неуютно. «На опустевшей этажерке 1 лежал старый журнал с оторванной об ложкой, а на нем маленькая перчатка». И по тому, как сдерживается Алексей, Что это — частный случай? Нет, ко ечно. И здесь мы вспоминаем рассказ современной американской писательни ы Дороти Паркер «Большая блондин а». В нем речь идет о гибели женщины, ставшей на путь «легкой жизни». Она нравственно и физически опускается все ниже и ниже, ибо некому помочь ей: в мире бизнеса, воинствующего индивидуа изма каждый заботится только о себе. В нашем обществе, где побеждает мо аль коллективизма, разрешение кон фликта в подавляющем большинстве лучаев принципиально иное. И это со ершенно верно почувствовала и переда ла М. Сырова расстановкой героев свое о рассказа, его конечным выводом. Другое дело, что сам образ старого пенсионера, имеющего столь важное значение в рассказе, очерчен, на наш взгляд, недостаточно полно и не во всем убедительно. В долгих расспросах ста ричка чувствуется порой какая-то не нужная назойливость и дидактичность, как раз неуместная для героя, который, как оказалось, несмотря на свою весьма кромную и необещающую внешность, явился наиболее чутким, отзывчивым че ловеком. не отвечая на телефонный звонок, как тревожно разглядывает он брошенную перчатку, «поворачивая ее в руках», и потом сковыривает «пятнышко масляной краски, застывшей на черном перчаточ ном пальце», мы понимаем, что герою трудно, тяжело, непереносимо. Он реша ет то самое «быть или не быть», от ко торого, может, многое будет зависеть в его жизни. Изображая героя, автор не ведет нас путями скучных описаний, он показывает все, как есть, как действи тельно может быть у человека любяще го, но силой обстоятельств принужден ного оставить ту, которая дороже всех на свете. «Резко, словно бросившись в холод ную воду», толкнул Алексей дверь, на брал телефонный номер. «Ему показа лось, что прошла вечность, пока там сняли трубку». Быть может, ее ответ все переменит. Но девушки, которой звонит Алексей, нет дома. Взволнованный, ге рой ходит по комнате. Он пишет письмо, он заканчивает последние строки: «Я хо чу сказать, что люблю тебя, как не по люблю, - наверное, уже никого...» Вот и время отъезда. Он один. И только за окном бегут «черные, прозрачные тени от вагонов», проносятся, кивая ветками, деревья, рябит пятнами света «вся про низанная солнцем, березовая роща». «Шатров жадно смотрел в окно на весь этот огромный, омытый дождем, свер кающий чистыми радостными красками мир, и в его груди пробуждалось новое, незнакомое ему чувство». Жизнь, при рода с ее утренней свежестью помогут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2