Сибирские огни, 1962, № 4
ля вопросов о счастье, составляющих суть рассказа. Формально герой Т. Лаврищева не сделал ничего плохого: он воспользовал ся лишь правом заслуженного отдыха. Но для него есть другой счет — перед людьми, перед самим собой. И как раз именно здесь Павел чувствует себя не правым: он еще может водить корабли, он годится еще на большее, чем разве дение зеленого уголка в уютной кварти ре. Без труда для людей жизнь Павла теряет смысл, герой становится в тя гость самому себе. Радуясь успеху лет- чика-однокашника, Павел потом «мрач нел все больше». Он забыл свой сад на окне, сидел «мрачный, обросший», бес цельно слушал, как капает вода из не плотно завинченного водопроводного крана. «Вот и дни так,— думал Па вел,— капля за каплей, пока не закро ют кран. Бесцельные, нудные, монотон ные. Что делать? Пить водку? А потом просыпаться с ноющим похмельем? Что делать... Черт! Ведь так одуреть можно». В этом честном разговоре Архипова с самим собой, в этом внутреннем глубо ком недовольстве собой содержится, по сути, путь выхода из душевного кризиса, путь, требующий дела, действенных ре шений. И Павел вновь идет на аэродром, он вновь садится за штурвал самолета. Летчик вновь готов выполнять полетные задания со своими ребятами из коман ды, с радистом Гришей, сообщающим, что «радио работает, как зверь». И мы понимаем действенную, большую радость Павла, который как-то сказал товарищу: П у т ь о т к р ы т и я Если бы рассказ «Цветы и крылья» решили экранизировать, то возможно, весьма кстати пришлись бы полеты Пав ла. В многокрасочных кадрах можно бы ло бы показать те края, над которыми пролетал пилот, тот большой мир, от крывающийся в них путешественникам по профессии. Однако в рассказе Т. Лав- рищев не развернул перед читателями этих эффектных картин и сделал, так скорее всего потому, что исходил из не которых особенностей выбранного им жанра. Не так давно К. Буковский в статье «Рассказ или очерк?» («Литературная газета», 1961, 2 марта) попытался дать жанровое определение современного рас сказа. Указывая на рассказы П. Ребри- на, А. Одинцова, а главным образом, на «Порожний рейс» Сергея Антонова, К. Буковский считает, что в рамках со временного рассказа наблюдается рожде ние «какой-то новой для нашего времени литературы, в которой соединились (как и прежде у Короленко) и очерк, и рас сказ, и повесть». В практике литературы мы имеем не мало различных жанровых модифика ций, но, на наш взгляд, рассказ интере- «Цветочки разводить... Ведь мы, Саня,, не так воспитаны». В своем рассказе Т. Лаврищев затро нул живой вопрос. И когда мы читаем в газете о том, как старая женщина вновь становится председателем колхоза, ког да нам встречается заголовок «Пенсио нер за рулем комбайна», нам вновь вспо минается рассказ Т. Лаврищева, расска зы Н. Устиновича «Белый магнит»,. И. Цвейтовг «Страж ножевых камней»,, где та же подсказанная жизнью тема, в каждом случае более или менее удачно решенная средствами искусства. При этом мы не хотим сказать, что- рассказ Т. Лаврищева можно считать во всем безукоризненным. Дело не только- в том, что в рассказе хочется ощущать более сочный язык, и не только в том, что рассказ следовало бы ужать. По-ви- димому, писателю надо было еще раз^ внимательно продумать рассказ, его кон цовку. Павел, спасший самолет от пожа ра, возвращается домой и решает пере менить пошлую картину с красавицей на» новую. Конечно, эта деталь отмечает, что» в жизни Павла произошел перелом, но- после того важного, что произошло, за мена одной картины на другую в комна те с розовым абажуром — не слишком ли это прямолинейно и незначительно?" Получив крылья на работе, Павел остав ляет дома почти нетронутым бескрылы» быт. А ведь всего несколькими страни цами раньше автор говорил о глубоких, нравственных переменах в душе Павла, куда более энергично и значительно. сен все же не тем, что сближает его с- другими жанрами, а тем, что он сам вно сит в литературу, какие возможности от крывает перед писателем. При этом нет никакой необходимости возражать про тив того, что рассказчик может быть оперативен, как очеркист. Возьмите тот же рассказ А. Овечкина «Ошибка «Дико го зубра», где писатель рассказывает, в частности, о строительстве новой ГЭС в Сибири. И все же «прицел» рассказа в- чем-то отличается от очерка. Когда мы читаем интереснейшие очерки Мирослава Зикмунда и Иржи Ганзелки об Африке грез и действитель ности. то сам интерес чтения во многом в том и состоит, что писатели знакомят нас с новыми для нас краями, с целыми народами, их жизнью, природой, соци альными отношениями. От очеркиста, по ехавшего в тайгу на место новых изы сканий, вполне естественно ожидать очерка с названием «Там. где встанут буровые», в нем достаточно подробно- будут раскрыты экономические и прочие- возможности края, его перспективы, свя занные с будущим строительством. Писатель-рассказчик тоже едет в тай гу, туда, где ищут алмазы, где прохо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2