Сибирские огни, 1962, № 4

бирского побережья. Дни здесь обозначены по обычному гражданскому счёту; а показания часов даны по местному времени. г) Далее, я сделал для Вас весьма плохой набросок карты гавани К о л и н А р ч е р и ее окрестности2; она может иметь значение в том случае, если у Вас, подобно тому, как это было с нами, море между мысом Лаптева и островами Альмквиста оказалось заполненным сплошным льдом. Г а в а н ь А р ч е р а бы­ ла очень хороша и вполне удобна. Во всяком случае, Вы с легкостью найдете в этой местности удобную гавань, в которой корабль не так легко окажется затер­ тым льдами со всех сторон. З а л и в А к т и н и н , по-моему, хуже; в начале сентября 1893 г. он был еще совсем забит льдом и освободился от него только 6 сентября 1893 г. В проливе близ гавани Арчера было сильное течение, и лед вероятно, вскрывается здесь гораздо раньше. Я не убежден в том, что корабль не сможет пройти через Т а й м ы р с к и й п р о л и в Норденшельда в том слу­ чае, если пролив у мыса Лаптева закрыт. Правда, здесь мелко и небезопасно, не если сначала на лодке точно обследовать условия плавания, то, может быть, это сойдет. ' Возможно, что есть путь и к северу от островов Норденшельда, но, когда мы там были', этот путь был почти совсем закрыт, и ;я итти там не решился'. Эти ост­ рова тянутся далеко на северо-восток. Когда «Фрам» был у северо-западной око­ нечности п о л у о с т р о в а к о р о л я О с к а р а , я с м а р с а видел еще острова, расположенные в северо-западном направлении. Я считаю несомненным, что Лаптев3 видел эту группу островов; полагаю, чт© он обогнул их, и что это и есть большой остров на русских картах (см. Миддендор" фа4). Вы можете легко проследить маршрут нашего дрейфа вместе со льдом по • данным долготы и широты в обоих сообщениях (астрономическом и гидрографиче­ ском); Вы увидите, что от 7-го до 10-го ноября 1893 г. мы были очень близко к Вашей 'Земле Санникова. Она, следовательно, расположена южнее. Кажется, я упомянул обо всех важнейших географических данных. 2) К сожалению, я еще не мог ничего написать относительно геологии сибир­ ского побережья, но, по-моему, мы об этом уже столько говорили, что мне остает­ ся сказать лишь немногое. После изучения м о р е н н ы х о б р а з о в а н и й (ос­ новная морена) в окрестностях Берлина и в Померании, я еще тверже убедйлся в том, что ш в Сибири нами найдена основная морена. Мне очень хотелось бы иметь случай исследовать Я л м а л с этой точки зрения, но едва ли у меля когда-ни­ будь найдется время для этого. Берега з а л и в а Т о л л я5 и весь западный бе­ рег полуострова Челюскина показались мне в этом отношении очень интересными; они покрыты большими эрратическими блоками и т. д. 3) Поднятие- суши, по-видимому,— весьма значительно; я видел много высо­ ких береговых линий и террас, но не имел возможности их измерить. На полуост­ рове Челюскина и к северу от устья Хатанги найдутся, может быть; очень высо­ кие береговые линии, которые удастся измерить. Это было бы, конечно, очень ин­ тересно. По моей теории, поднятие в этой части Сибири должно быть весьма Зна­ чительным. По-моему, возможно, что на Земле Франца-Иосифа есть береговые ли­ нии на высоте 1000 фт. Чрезвычайно интересно было бы также исследовать, например, на северо-во- с т о ч н о м берегу Таймыра, не имеют ли р е ч н ы е д о л и н ы продолжения в мо­ ре, п о д в о д о й . Правда, это мало вероятно, так как море здесь очень мелко­ водно. Тем не менее, я считаю; что б е з у с л о в н о н е о б х о д и м о исследо­ вать, как обстоит дело в этом отношении. Лишь при этом условии нам действи­ тельно станут понятными происхождение и свойства громадного северно-сибирско го подводного плато. Простите, что я обо всем этом говорю; несомненно, Вы сами уже давно дума­ ли обо всех этих вопросах. 4) о к е а н о г р а ф и я : посылаю Вам работу, основанную на а р е о м е т р и - ( ч е с к и х н а б л ю д е н и я х 6. ...К сожалению, у нас было слишком мало возмож­ ности производить исследования по гидрологии сибирского побережья. Это —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2