Сибирские огни, 1962, № 4

Судя по опыту экипажа «Жаннетты»4, на пути от Земли Беннетта к Новоси­ бирским островам, я думаю, что возможно также достичь Земли Беннетта на кито­ бойном судне в обычное благоприятное время года. Следовательно, по моему мнению, такое китобойное судно, которое теперь можно купить сравнительно дешево, оказалось бы вполне удовлетворительным для экспедиции вроде вышеупомянутой, где назначение судна заключалось только бы з том, чтобы доставить экспедицию к Земле Санникова или к Земле Беннетта и гам, может быть, служить зимней квартирой в какой-нибудь закрытой гавани. При выборе между таким дешевым судном и большим и более дорогим же­ лезным ледоколом, естественно, следует иметь в виду главную цель экспедиции. Поэтому я считаю необходимым напомнить, что, хотя такой ледокол имеет свои а реимущества и легче проложит себе путь к Земле Санникова, однако его ледо­ кольные качества — поскольку я понимаю план — не будут особенно нужны после того, как экспедиция достигнет места зимовки, ибо экспедиция должна будет про­ изводить свои научные работы главным образом путем санных переездов, а не на­ вигации во льдах. Зимовка в железном судне также окажется менее удобною, чем на обыкно­ венном деревянном китобойном судне (в случае, если судном будут пользоваться для зимовки). Кроме того, последнему будут менее страшны всякие случайности, ибо убыток от них, например, если лед выбросит судно на берег, будет значитель­ но меньше, чем в случае дорогого железного ледокола. Итак, по моему мнению, руководитель экспедиции чувствовал бы себя свобод­ нее на дешевом китобойном судне и меньше ощущал бы тяжесть своей ответствен­ ности за него. Я думаю, что это немаловажный пункт при научных изысканиях. Следовательно, мое мнение таково: если выбирать между д е р е в я н н ы м с у д н о м , которое можно сразу купить и которое не потребует значительных пе­ ределок, и л е д о к о л о м или н о в ы м с у д н о м , которое надо строить спе­ циально для этой цели, я выбрал бы первое: оно было бы вполне удовлетворитель­ но для экспедиции и упростило бы все это дело. Прошу принять уверения в моей искренней преданности. Фритьоф Нансен. № 2 Э. В. Толлю 16 июня 1900 г. Из Люсакера Дорогой друг, я уже давно должен был бы написать, но... времени мало, а работы много. Прежде всего — деловое. 1) Очень жалею, что карты нашего маршрута еще не готовы. По моим указа­ ниям собраны все сколько-нибудь значительные данные, какие только известны относительно сибирского побережья. а) Прежде всего, профессор Гельмюйден1 составил для Вас список д о л г о т и ш и р о т различных групп островов, отдельных островов и т. д. вдоль побе­ режья, которые можно определить, пользуясь перекрестными пеленгами. б) Затем посылаю Вам то, что до сих пор напечатано из сообщения Гельмюй- дена о наших астрономических наблюдениях. Н а с т р . 8 7—88 Вы найдете определения широты и долготы, сделанные нами во время поездки к сибирскому побережью (см. столбцы с N. L a t - широта и Е. L o n g - долгота). Дни обозначе­ ны астрономически, т. е., например, 22-е июля считается с полдня 22-го до полдня 23-го. в) В моем сообщении о температурах моря (его также посылаю) Вы найдете определения широты и долготы, сделанные в разные дни. См. таблицу температур поверхности воды, особенно — с т р . 68—77, где обозначен маршрут вдоль си-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2