Сибирские огни, 1962, № 4
Девочка с мороженым. Мы тоже вскормлены этой картошкой. Мы тоже за многое благодарны ей. И поэтому так теплеет в груди, когда мы видим картофель в желтой бумаге, на ко торую пали лучи солнца. «Вероятно, в каких-то случаях можно не соглашаться с манерой письма...» Да, творческий «почерк» Гуттузо вызывает иногда горячие споры. Но, право же, глядя на его полотна, не думаешь ни о каких «измах», кроме реализма. Прихо дят на память оброненные кем-то слова, что искусство — наука точная. Точ ность —■вот что больше всего потрясает в творческой манере Гуттузо. Да, в гла зах калабрийца, слушающего патефон, не «прописана» каждая жилка — но с какой же «снайперской» точностью нуж но было положить эти несколько мазков, чтобы зрителю, впервые, еще через дверь из соседнего зала увидавшему кар тину, сразу передалось душевное состоя- ни и характер героя: его одиночество — и, вместе с тем, внутренняя сила, огра ниченность (пока что!) его духовного ми ра — и, вместе с тем, безграничные воз можности, скрытые в нем! С какой точ ностью, приходящей лишь как итог ог ромного творческого и душевного опыта, нужно было нанести на холст несколько (буквально!) штрихов, чтобы «Поющая Интернационал» девушка из предместья с некрасивым и ожесточенным лицом действительно запела, став воплощени ем высшей красоты! И как обидно быва ет, если нет-нет, да и пожмет плечами перед такой картиной иной зритель (к счастью, подобных зрителей были бук вально единицы на выставке Гуттузо). Но, пожалуй, даже самые закорене лые скептики замолкали возле картины «Смерть рабочего». Предельно проста цветовая гамма этой картины: белые простыни и подушки, землистый цвет полузакрытого повязкой лица и лежа щей на простыне руки, серо-стальной фон, с которым почти сливается спинка кровати. И — красное знамя, бережно прислоненное в углу... Ничего лишнего, все просто и величе ственно. Человек пал в борьбе, но оста лись те, кто поставил знамя возле его смертного ложа, те, кто завтра поднимут это знамя над новыми баррикадами, над колоннами новых манифестаций... А ведь, наверное, была и непри глядна и жалка нищенская больничная палата, где умирал рабочий. И только очень большому художнику, человеку ог ромного гражданского темперамента, да но, ничего'не приукрасив, передать вели чие этой смерти! О Гуттузо можно говорить еще много. Вызывающая большие раздумья о судь бе молодого поколения на Западе картина «Буги-вуги в Риме», портрет палача Алжира — французского генерала Мас- сю, который предстает перед нами, как чудовищный паяц на кровавой арене войны, графический лист, посвященный памяти Патриса Лумумбы, портрет зна менитой киноактрисы Анны Маньяни, наконец, прекрасный «Автопортрет» — все это произведения глубоких мыслей, сильных чувств. ...Его называют «товарищ». К нему обращаются порой просто: «Товарищ Ренато». Какое все-таки это замечатель ное слово — «товарищ!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2