Сибирские огни, 1962, № 4
Автопортрет. женеров и рабочих, геологов и строите лей, художников и литераторов. Ни одна запись в отдельности не претендует, ко нечно, на то, чтобы стать развернутой рецензией. Но в целом «коллективная рецензия» новосибирцев получилась весьма убедительной. Она свидетельст вует, что выставка работ талантливей шего представителя прогрессивного зару бежного искусства, члена Центрального Комитета Коммунистической партии Ита лии, члена Всемирного Совета мира и комитета по международным Ленинским премиям Ренато Гуттузо стала действи тельно событием в культурной жизни Сибири. В «коллективной рецензии» сказано самое главное, что можно сказать о твор честве Гуттузо. Подчеркнута бесспорная принадлежность художника к славной школе реалистического искусства. Отме чена его горячая любовь к родной Ита лии, к ее трудовому люду. И найдено лучшее слово, в котором, как в фокусе, суммируется все это — и еще многое: товарищ Гуттузо! Да, он наш товарищ,, ибо этим словом, которое, как поется в песне, «нам дороже всех красивых слов», называют друг друга коммунисты всей планеты. Он наш товарищ — ибо, в числе других экспонатов, под стеклом одной из витрин лежит оригинал членско го билета итальянской компартии, офор мленный Гуттузо. Он наш товарищ по борьбе и надежде, по любви и ненависти. Живописи Гуттузо чужда красивость. Красота его полотен — это красота правды. Правды и верности. На выстав ке в Новосибирске были представлень произведения, созданные в разные годы. Менялись живописные приемы, но ней:? Менной оставалась верность художника своему любимому герою — тому, кто носит иногда собирательное имя «Рок- ко», а чаще называется просто: «Рабо чий», «Человек». Когда говоришь с творчестве Гуттузо, эти слова звучат, как синонимы... Вот он, этот любимый герой художни ка, еще молодой, с крупным энергичные: лицом борца, читает, сурово сдвину! брови, только что купленную газету. На верное, это его, рабочая газета, про славленная «Унита», потому что парень читает сосредоточенно и жадно, так, как читают только о самом важном. Читает также самозабвенно, как его товариш. на другой картине, присев за столом, ест простецкое народное кушанье — спагетти («Человек, который ест спагет ти»)... А вот он — пожилой, многое пере живший и испытавший, и все-таки оь же! — неторопливо пересекает город скую площадь («Человек, пересекающий площадь»). Он глубоко задумался, ушел в себя, он одинок сейчас в окружающей его праздной толпе — но не жалость, а глубокое уважение вызывает это минут ное одиночество.^Искусство прошлого и настоящего накопило немалый опыт к изображении страданий, обездоленностг и угнетенности простого человека в бе.5- душном мире нажйвь^Д Заслуга Ренате Гуттузо, художника-коммуниста, в том, что последовательно и убежденно пока зывает своих героев людьми сильными и цельными, достойными быть хозяевами Р 13НИ. Ренато Гуттузо умеет оставаться вер ным своему герою и тогда, когда не изо бражает его непосредственно^ДТрогатель- на до умиления «Девочка с мороженым». «Ну, до чего же ты милая!» — так хо чется воскликнуть перед этой картиной. Но и за этой розовощекой большеголо вой девчонкой угадывается все тот же мир. Чувствуешь, знаешь безошибочно, какая редкость дешевое розовое лаком ство для нее, живущей, может быть, на той же самой улице, где грустит, коро тая возле чужого патефона свое одино кое воскресенье, калабриец Рокко (.«Во скресный день калабрийского рабочего в Риме»), А вот работа совсем, каза лось бы, нейтрального жанра: натюр морт. Но не пышные плоды садов, спе циально ради которых ездили в свое вре мя в Италию художники многих стран вдохновили Гуттузо, а будничный «кар тофель в желтой бумаге» — повседнев ная пища тружеников. Он прекрасен этот картофель, ибо он — жизнь. Вспо минаются строки раннего Тихонова: Сегодня, соленой тоской одержимый, Друг, не хочу я любимцев садов. Поищи-ка ты в печке, ослепшей от дыма, Крепких и черных простых плодов...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2