Сибирские огни, 1962, № 4

— Держи левее! — кричит Костя. Слева пень, справа цементный столбик. Костя правильно решает, что мне безопаснее зацепиться за мягкое мокрое дерево пня. Но вокруг столбика насыпа­ на земля бугром, с которого я и так покачусь влево на пень. Поэтому я держу правым крылом прямо на столб. Колесо, заскочив на бугор, соскальзывает с не­ го, машина скользит в сторону пня, но заднее колесо уже минует его. С ходу я проскакиваю кювет и выбираюсь на шоссе. Буксующие машины остались позади. Собравшиеся на дороге шоферы поглядывают на меня с одобрением! Костя мог бы провести свой мотоцикл просто «в поводу», но водительская гордость мешает ему это сделать, он едет через лужи и канавы, через грязь, кото­ рая длинным фонтаном брызжет из-под заднего колеса. Окрыленный успехом, я перестаю относиться к дороге с должным вниманием. Результат не заставляет себя ждать. Внезапно машина обоими левыми колесами проваливается в длин­ ную расщелину скалистого основания дороги. «Москвич» так заваливается на бок, что грязная жижа начинает просачиваться через притвор дверки в кабину. Мне приходится выбираться через правую дверь следом за Севкой. Осмотр показывает, что завязли мы основательно. —Втискался, как следует,— подтвердил Костя. — И чего было на полмет­ ра правее взять. Я не спорю: надо было взять чуточку правее. После того, как ошибка совер­ шена, правильный путь показывать не трудно. И не только на дороге. — Приподнять придется машину, — решил я. — Приподнять и камней под­ ложить под заднее колесо. — Правильно! — заключил Севка. — Вагу нужно, рычаг. Рычаг первого ро­ да. Египтяне рычагом пирамиду Хеопса построили. А тут машина — тонна весу всего — пустяк! Рычагов первого рода в лесу — хоть отбавляй. Мы разыскали подходящую сосенку, обрубили сучья. Потом долго возились в грязи возле машины, правда, меньше, чем египтяне со своей пирамидой, но и с меньшим результатом. Наконец, Костя прищемил палец рычагом и, выразив свои ощущения специально существу­ ющими словами, заявил, что нужно перекурить такой случай. В это время на дороге навстречу нам показался коротышка газик-вездеход. — Остановим! — предложил Костя. Мне не хотелось этого делать. Водителю газика и так видно, »гто мы застряли, он может помочь и без просьбы, если пожелает. Наша машина загораживала проезжую часть, но водитель газика, «ничтоже сумняшеся», перевалил через кювет и пополз рядом с дорогой. Даже со стороны было приятно смотреть, как уверенно пробивается через грязь эта приземистая, похожая на лягушку, машина. — Ведущий передний мост! — с уважением сказал Костя.— Сила!.. Вот только шофер, паразит — мимо едет, не останавливается. Цепляясь всеми четырьмя колесами, газик выкарабкался на дорогу, объ­ ехал нас и встал. Из кабины вышел пожилой седоватый мужчина в старых офи­ церских бриджах и кирзовых сапогах. Не глядя на нас, он подошел к «Москвичу». Я ожидал обычных вопросов: «И куда вас понесло в самую грязь, почему не взяли правее или левее...»— и так далее. — Сергей,— обратился мужчина к водителю вездехода,— давай, прямо на меня. Газик попятился. Тонкий стальной трос был намотан на заднем буфере. — Цепляйте! Я захлестнул трос за серьгу задней рессоры. Еле успел забраться в кабину и завести мотор; газик потянул и запросто выволок «Москвич» на чистое место дороги. В подобных случаях для выражения благодарности существует не так уж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2