Сибирские огни, 1962, № 4
вольствия. По опыту знаю, осины любят мягкую влажную почву, и где они по являются, там обычно кончается хорошая дорога. Так и есть: ям на пути становится все больше и больше. Зыбкая почва раз бухла от дождей, колеса грузовиков вбили галечник в грунт, нарыли рытвин и колдобин. «Москвич» тяжело переваливается из ухаба в ухаб, раскачиваясь и поскрипывая, как штормующий корабль. Лес постепенно отодвигается в стороны, вот дорога пересекает большую длинную поляну, и я вижу на ней с десяток гру зовиков. Шофер был прав! Грузовики разбросались вдоль дороги, как павшие воины на поле битвы; и насмерть застрявшие в кюветах, и сохранившие еще признаки жизни, пытаю щиеся выбраться из топких объятий невыразимо разбитого шоссе. Надсадно виз жали буксующие покрышки, свирепо выли моторы, дым и чад стлались над зем лей, как орудийный дым. Знакомая картина битвы с бездорожьем. Тайга, в союзе с непогодой, пошла на приступ. Дорожники не поспели вовремя и потеряли с километр дороги. Севка раскурил с терпящими бедствие полпачки «Казбека». Водители сооб щили, что к ним на помощь из ближайшего села спешит трактор дорожников. На нам от трактора пользы было мало. Если дорога и освободится, «Москвичу» по ней не пройти. Даже на буксире. Уж очень глубоки канавы; а торчащие в них обломки палок и жердей похожи на противотанковые ежи. У нашей машины дни ще чуть потолще консервной банки — пропороть его легче легкого. «Если нет пути прямо — ищи объезд!» — гласит немудреная мудрость шо феров и путешественников. Поляна, через которую проходит дорога, заросла травой и кустарником. Водители грузовиков опасаются туда выезжать — если там провалишься, то, по жалуй, не вытащить и трактором. Я проверяю каблуком верхний слой земли. Слабовато! Но «Москвич», пожалуй, пройдет. Мы исследуем весь участок объезда. Это метров полтораста сырого нена дежного грунта, поросшего травой. Даже обычно бодро настроенный Костя, и тот лезет рукой под кепку. — Да! — тянет он. — Придется веток кое-где подложить. Мы рубим кусты и застилаем ветвями наиболее слабые места. Севка не осо бенно ясно представляет себе, где и как я проведу машину, но с усердием таска ет ветки. Пиджак он снял, рукава ковбойки засучил, и вид у него торжественный и решительный. Менее торжественный, но более практичный Костя отмечает вешками путь, проезда. Я еще прохожу вдоль обочины. Особенно труден выезд на шоссе. Нужно пе реезжать придорожный кювет, а единственно удобное место, где стенки кювета не так круты, находится между километровым бетонным столбиком и здоровым осиновым пнем. Проход немногим шире «Москвича». Здесь нужно вести машину особенно точно. Я сажусь за руль с ощущением, которое знакомо каждому спортсмену, когда он готовится к решающему пробегу или рекордному прыжку. Проезжать подобные трудные места дороги можно и на малой скорости и на повышенной, используя инерцию машины. И у того и у другого способа есть своя достоинства. Лично я предпочитаю «скоростной метод». Верный ему, я с места стараюсь набрать наибольшую скорость, какую позволяет дорога. С ходу проска киваю все зыбкие места. В одном месте неточно проезжаю вешку, машина начи нает грузнуть, но тут же выскакивает на твердый грунт и мчится дальше. И вот передо мной узкие «ворота» выезда. Останавливаться мне уже нельзя: потеряв скорость, я забуксую в кювете. Конечно, меня вытащат — шоферов на дороге много — но это всегда неприятно, когда тебя тащат...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2